Что нарушает малое омовение? Нарушается ли омовение, если дотронулся до жены брата? Теряется ли омовение если прикоснуться к жене.

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

статья опубликована в номере: 14 (531) / от 15 июля 2017 (Шавваль 1438)

Сколько дней после похорон умершего надо ходить на кладбище?

В Исламе нет установленных Шариатом дней посещения могилы усопшего после его похорон. Однако посещение могилы как таковое является желательным для мужчин вне зависимости от того, когда усопшего похоронили. В книге «Фатх аль-аллям» написано: «Особенно желательно посещать могилы усопших родственников в ночь на четверг, в пятничный день и в субботу утром, поскольку аль-Куртуби передаёт от некоторых познавших Аллаха ﷻ следующее: «Воистину, покойные узнают о своих посетителях в определённые (вышеуказанные) периоды времени».

Некоторые также добавляют: «И в ночь на понедельник». Аль-Кальюби сказал: «У души покойного есть связь со своей могилой, однако эта связь становится ещё более тесной со времени послеполуденного намаза в четверг и до субботнего утра. Поэтому люди традиционно посещают могилы в пятницу и во время послеполуденного намаза в четверг».

Какие условия и последовательность должны быть соблюдены при намазе перед преградой (сутрой)?

Желательно совершать намаз, установив перед собой преграду (сутру). Сутра бывает четырёх видов:

1) Сутра, постоянно находящаяся на одном месте: стена, столб, большой камень и т. д.

2) Сутра, поставленная перед молящимся: стул, стол и т. д. Условием этих двух видов сутры является высота не менее 32 сантиметров, а также расстояние в полтора метра, не более, которое измеряется от пяток молящегося до этого сутрата.

3) Сутра постелена на пол - например, коврик. Сутра в виде линии, которая проведена паралленльно молящимся или перед ними на расстоянии, не превышающем полутора метров начиная от линии пяток. Если есть возможность соблюсти эту последовательность, то необходимо это сделать, так как использование стула как сутры при возможности использования стены не засчитается как соблюдение сунны. Необходимо также, чтобы напротив сутрата находилась бы часть, а не всё тело молящегося: левая или правая. Хотя правая сторона является более предпочтительной. Однако стоять так, чтобы всё тело находилось напротив сутрата, нежелательно, кроме как если сутратом будет служить стена. При соблюдении этих условий молящемуся желательно препятствовать тому, кто проходит между ним и сутратом, так как запрещено умышленно, зная об этом запрете, ходить, сидеть, протягивать руку между молящимся и сутратом («Тухфат», «Хашият аш-Ширвани»).

Каков хукм общения противоположных полов в социальных сетях?

Представителям противоположных полов, не состоящим в близком родстве, который не допускает между ними брака, запрещено общение в социальных сетях, кроме как по необходимости и по темам, которые не вводят в смуту. От Хасана сына Али رضي الله عنه передано: «Я выучил то, что сказал Пророк ﷺ: “Вы оставляйте сомнительное, придерживаясь того, в чем нет сомнений”» (передал анНасаи).

Совершается ли по выкидышу заупокойная молитва и нужно ли его омывать?

По данному вопросу учёный-богослов Шейхуль Ислам Закария аль-Ансари говорит следующее. Если выкидыш издал при рождении звук, т.е. проявил признаки жизни, то на него распространяются все шариатские решения об умершем взрослом человеке - его омывают, заворачивают в саван, совершают джаназа-намаз и хоронят. То же самое относится и к тому, который шевелился, подёргивался после рождения, так как в нём проявились признаки жизни.

Если же они не проявились - криком, шевелением, - то, если ребёнок достиг четырёх месяцев внутриутробного развития, т. е. 120 и более дней - срок вдохновения жизни, его моют, заворачивают в саван и хоронят, не совершая заупокойной молитвы. Намаз же совершать не разрешается из-за того, что не было проявлено признаков жизни.

Если же ребёнку не исполнилось четырёх месяцев от зачатия, то желательно его завернуть в ткань и захоронить. Рассматривается именно четырёхмесячный срок потому, что в большинстве случаев за это время в ребёнке появляются человеческие очертания. Поэтому в основе лежат даже не четыре месяца как таковые, а присутствие или отсутствие человеческого обличья («Асналь Маталиби», раздел «Джаназа-намаз по умершему», №1/313). Именно поэтому в книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Если выкидыш не подавал признаков жизни, но в нём есть человеческие очертания (здесь вместо четырёх месяцев упомянули человеческие очертания), то по отношению к нему вменяется в обязанность исполнить все решения, помимо совершения намаза, - это его омывание, завёртывание в саван и захоронение.

Намаз не вменяется в обязанность и даже запрещается. Если же в выкидыше не проявились признаки жизни и нет человеческих очертаний, то в обязанность ничего не вменяется. Намаз совершать запрещено, омыть разрешается, и желательно прикрыть его материалом и захоронить» («Фатхуль Аллям», том 3, стр. 298, издательство «Дару ссалям»).

Нарушается ли омовение, если дотронулся до жены брата?

Нарушается, так как она не входит в категорию махрамов муаббадат (близкие родственники, которые остаются постоянно), прикосновение к которым омовение не нарушает («Аль-Икна», стр. 437, издательство «Даруль хайри»).

Какая разница между именами Фатима и Патимат?

Что касается имён Фатима и Патимат, это одно и то же имя, однако Патимат - немного искажённое имя от имени Фатима.

Приведите, пожалуйста, хадисы о важности женитьбы.

В хадисе говорится: «Брак - это моя сунна, и тот, кто отвернётся от моего пути, тот отвернулся от меня» (аль-Бухари, Муслим). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине это потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине пост умерит его желание» (аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, ан-Насаи).

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если к вам придёт [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы этого не сделаете, то начнётся смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи). Пророк ﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится, - не из нас», т.е. не на нашем пути (Абу Мансур). Мы можем привести и другие высказывания Посланника Аллаха ﷺ о важности данной сунны.

Есть желательные действия, которые совершаются сразу после саляма, пока не выпрямили ноги, а по другой версии - пока не сказали ни слова. Это чтение сур «Аль-Фатиха», «Ихляс», «Фаляк», «АнНас» по 7 раз. И сказано: «Кто прочтёт их, ему прощаются прежние и последующие грехи…» («Ианату Талибин», том 2).

У меня страшная болезнь. Из-за неё постоянно идёт кровь. Как мне быть с намазами?

В этом случае такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях может совершать намаз. Но для этого прежде всего она очищает место выделения крови. Затем помещает внутрь тампон, после чего - чистую прокладку и надевает чистое бельё. После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу. Откладывать совершение намаза можно только по таким причинам:

Укрытие аврата;

Ожидание начала коллективной молитвы;

Отправление в мечеть. Если до совершения намаза кровь после всех процедур проступит наружу

Это не её вина и это не мешает намазу. А если женщина забыла вставить тампон или откладывала намаз по мирским причинам

Надо обновлять омовение.

Таким образом, совершают один фарз-намаз и сколько пожелаете - суннат-намазов.

✴ Ассаламу алейкум. Нарушает ли омовение прикосновение к женщинам(жене)?

📝 Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.

В этом вопросе длинные разногласия у ученых.

1⃣ Одни сказали, что любое прикосновение к женщине портит омовение, и это мнение имамов аш Шафии, аль-Аузаи, Ибн Маджишуна, и Мухаммада Ибн Насра аль Марвази.

📌 Их довод слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُبًا إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىَ تَغْتَسِلُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки»

Ан-Ниса, 41

2⃣ Другие ученые сказали, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение. И это слово Суфьяна ас-Саури, Ибн аль-Мунзира, и также Абу Ханифы и его последователей.

Они сказали — под словом ملامسة (прикосновение) в аяте имеется ввиду совокупление.

И аргументировали хадисом от Аиши что Пророк целовал своих жен и затем молился и не делал омовение

И другим хадисом от Аиши, что Пророк делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала.

3⃣ Третья группа сказала, что прикосновение к женщине со страстью портит омовение, а без страсти — не портит, и это мнение имама Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Малика Ибн Анаса, Лейса Ибн ас-Са’да.

✔ И это мнение более верное, и это по следующим причинам:

1⃣ Что касается ответа тем, кто сказал что прикосновение к женщине портит вуду в любом случае — то хадис Аиши о том, что Посланник Аллаха делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала. (Передал аль Бухари). Это ясный далиль на то что такое прикосновение без страсти не портит омовение, и любые попытки истолковать данный хадис слабые.

И также, как сказали имам Ибн аль Мунзир и хафиз Ибн АБдуль Барр, все ученые единогласны, что кто ударит женщину, или кто поцелует свою мать из милости к ней и любви — его омовение не портится, и это указало на то что прикосновение без страсти не портит омовение.

2⃣ Что касается ответа тем кто говорит, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение то будет сказано: Аллах, Свят Он и Велик, сделал «аль-лямс» اللمس или «аль-мулямаса» الملامسة портящим омовение, и это в арабском языке прикосновение, а совокупление лишь один из его видов, и слова Корана имеют общий смысл пока не придет далиль из Корана, Сунны, иджма и асара на исключение чего-то из этой обобщенности.

И пришел хадис Аиши о том что Посланник Аллаха трогал ее ногу прося подвинуться, и опираясь на это мы исключили из прикосновений портящих омовение те прикосновения что будут без страсти, остальное же остается входящим в смысл аята.

Что же касается хадиса которым вы аргументировали, что Пророк мир ему целовал своих жен а затем молился, то это хадис крайне слабый.

📌 Сказал ан Навави:

وأما الجواب عن احتجاجهم بحديث حبيب بن أبي ثابت فمن وجهين أحسنهما وأشهرهما أنه حديث ضعيف باتفاق الحفاظ، ممن ضعفه سفيان الثوري ويحيى بن سعيد القطان وأحمد بن حنبل وأبو داود وأبو بكر النيسابوري وأبو الحسن الدارقطني وأبو بكر البيهقي وآخرون من المتقدمين والمتأخرين

«Что же касается хадиса Хабиба Ибн Аби Сабита и их аргументации им, то ответ с двух сторон, и наилучшая и известнейшая из них — что этот хадис слабый по единогласному мнению хафизов. Из тех кто его ослабил — Суфьян ас-Саури, Яхья Ибн Саид аль Каттан, Ахмад Ибн Ханбаль, Абу Дауд, Абу Бакр ан-Найсабури, Абу аль Хасан ад Даракутни, Абу Бакр аль Бейхакы, и другие из древних и поздних хафизов хадиса»

Вопрос: Нарушается ли малое омовение, если женщина прикасается к половому органу супруга? Нарушается ли омовение, если она прикасается к нему через одежду или без всякой преграды, сопровождается ли это сексуальным влечением или нет? Нарушается ли омовение, если приветствуешь жену миром и прикасаешься к ней, испытывая или не испытывая сексуальное влечение? Нарушается ли малое омовение у мужа и жены, когда они целуются, или нарушается только у того, кто целует?

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: Ученые (да смилуется над ними Аллах) придерживаются разных мнений относительно того, нарушает ли прикосновение к половому органу малое омовение. Наиболее верное мнение заключается в том, что прикосновение нарушает малое омовение, если сопровождается сексуальным желанием.

Во-вторых: Если женщина прикасается к половому органу мужа с вожделением, то это нарушает малое омовение; если прикосновение не сопровождается сексуальным желанием, то омовение не нарушается.

Уляйш сказал в «Минах аль-Джалиль Шарх Мухтасар Халиль» (1/113): «Хукм прикосновения к половому члену другого человека зависит от того, было ли это сделано намеренно и с вожделением».

В-третьих: Если мы говорим, что это нарушает омовение, то только при условии, что к половому органу прикасались без преграды. Это мнение большинства ученых. Если женщина прикасалась к половому члену мужа через преграду (ткань и т.п.), то ее омовение остается действительным, даже если она делала это с вожделением. Подтверждением служит хадис Абу Хурайры (да смилуется над ним Аллах) от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если кто-нибудь из вас прикасается к своим половым органам без преграды, пусть совершит малое омовение». См. Аш-Шафии, «Муснад», 1/12; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами».

См. также «Хашият ад-Дасуки», 1/120; «Мугни аль-Мухтаж», 1/1-2; «Маталиб уали ан-Нуха», 1/143.

В-четвертых: Если мужчина пожимает руку жене, целует ее или она целует его, даже с вожделением, это не нарушает их омовение, при условии, что не произошло никаких выделений. Доказательством служит хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), где рассказывается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, а затем молился, и он (мир ему и благословение Аллаха) не делал повторного омовения. См. ат-Тирмизи, 86; ан-Насаи, 1/104; Ибн Маджа, 502.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение заключается в том, что это не нарушает омовение. Если мужчина прикасается к жене или целует ее, то согласно наиболее правильному мнению, малое омовение остается действительным, потому что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) целовал своих жен, а затем молился, не делая повторного омовения. Основа в том, что омовение и состояние ритуальной чистоты остаются действительными, и нельзя сказать, что они по какой-то причине нарушились, пока не будут представлены неопровержимые доказательства. В нашем случае нет доказательств, которые бы подтверждали, что прикосновение к жене нарушает омовение». См. «Маджму аль-Фатава», 17/219.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

1. Справление малой и большой нужды.

Всевышний Аллах сказал: «…если кто-либо из вас пришел из уборной…» (аль-Маида 5: 6).

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что справление малой и большой нужды нарушают омовение”. См. «аль-Иджма’» 17.

2. Выход газов из анального отверстия.

Сообщается, что после того как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение» , один человек спросил: “А что такое осквернение (хадас), о Абу Хурайра?” На что он ответил: “Тихое или громкое испускание ветров”. аль-Бухари 135.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что выход газов из анального отверстия нарушает омовение”. См. “аль-Аусат” 1/137.

3. Выделение мани, мази и уади.

Мани – это сперма;

Мази – смазка, выделяющаяся при возбуждении;

Уади – жидкость белого цвета, выделяющаяся обычно после справления малой нужны.

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня часто выделялась жидкость (мази), и однажды я попросил аль-Микъдада спросить об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он ему ответил: «Следует помыть половой орган и совершить омовение» ”. аль-Бухари 132, Муслим 303.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “После выхода мани необходимо совершить полное омовение (гъусль), а после выделения мази и уади необходимо совершить малое омовение. Следует помыть головку члена и совершить омовение”. ‘Абдур-Раззакъ 610, аль-Байхакъи 1/115. Иснад достоверный.

4. Глубокий сон.

Относительно того, нарушает ли сон омовение или нет, и каким должен быть сон, чтобы испортилось омовение, существует восемь мнений. Однако наиболее сильным является мнение тех ученых, которые говорят, что сон делает омовение недействительным однозначно, уснул человек сидя или лежа, если он уснул так, что перестал слышать голоса.

От ‘Али ибн Абу Талиба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаз – сторож для заднего прохода, и кто уснул, пусть совершит омовение». Ибн Маджах 887, Абу Дауд 203. Хафиз аль-Мунзири, Ибн ас-Саллях, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Сафуан ибн Ассаль рассказывал: “Когда мы отправлялись в поездку, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам не снимать носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения”. ан-Насаи 1/32, ат-Тирмизи 3535, Ибн Маджах 478. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абу Хурайра сказал: “Тот, кто крепко уснул, обязан взять омовение”. аль-Байхакъи, см. “аль-Аусат” 1/145. Достоверность подтвердил имам ад-Даракъутни.

Т.е. справление малой и большой нужды, а также сон нарушают омовение, но не нарушают масх (обтирание носков), в связи с чем дозволено при омовении совершать масх. Однако половое осквернение нарушает масх и их необходимо снять для того, чтобы совершить полное омовение (гъусль).

Однако если человек слегка задремал, то его омовение не нарушено. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “однажды он совершал ночную молитву с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и когда он засыпал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал его за мочку уха. И так они совершили одиннадцать рак’атов”. Муслим 1/185.

Также Ибн ‘Аббас сказал: “Омовение обязательно для каждого, кто уснул, кроме того, кто слегка задремал”. ‘Абдур-Раззакъ 479. Иснад хороший.

А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) заснул и спал, пока не начал храпеть, а потом проснулся и начал молиться, не совершив омовения” аль-Бухари 138, это являлось исключением лишь для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как сказал имам ан-Науауи, ибо он во время сна себя контролировал, поскольку спали его глаза, но не сердце, как говорил это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).

5. Опьянение, потеря сознания, сумасшествие.

Если человек упал в обморок, или потерял рассудок, или же был пьян, то в подобных случаях его омовение нарушено по единогласному мнению ученых (иджма’), как об этом сказал имам Ибн аль-Мунзир. См. “аль-Аусат” 1/155.

6. Употребление верблюжьего мяса.

Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хочешь». Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» ”. Муслим 1/285.

Также от аль-Бара ибн ‘Азиба сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления верблюжатины!». Ахмад 4/303. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, аль-Байхакъи, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и другие. А имам Ибн Хузайма сказал: “Я не видел, чтобы ученые в области хадисов сомневались относительно достоверности данного хадиса”. См. “Сыфа аль-уду” 71.

Имам ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65.

Что касается очень распространенной истории, в которой якобы разъясняется причина совершения омовения после употреблении верблюжатины, то она является ложной, не имеющей никакой основы. Эта история такова: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел со своими сподвижниками верблюда и почувствовал запах газа. Затем постеснявшись сказать об этом перед людьми и чтобы не смущать выпустившего газ, он сказал: «Тот, кто поел верблюжатину, пусть совершит омовение».

Эта история недостоверна иснадом и ложна со стороны содержания. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1132.

Однако мудрость веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершать омовение после употребления верблюжатины может содержаться в следующих хадисах:

От Халида ибн Ма’дана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верблюды созданы из шайтанов, и поистине, на каждом верблюде находится шайтан!» Са’ид ибн Мансур. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1579.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На спине каждого верблюда находится шайтан, и когда вы будете садиться на них верхом, то поминайте имя Аллаха». Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4031.

Однако это не означает, что верблюжатину есть запрещено!

7. Прикосновение к половому органу.

Относительно того, нарушает ли прикосновение к своему половому органу омовение, среди ученых существовало несколько мнений.

Одни ученые считали, что прикосновение к половому органу нарушает омовение однозначно, если между рукой и половым органом не было преграды. Другие считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения вообще. Третьи считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, однако совершение омовения после этого желательно. Четвертые говорили, что следует просто помыть руки и все. Пятые считали, что речь идет о том случае, когда прикосновение к половому органу было с вожделением.

Главным доводом тех ученых, которые говорили, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, является хадис:

‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что однажды он зашел к Маруану ибн Хакаму и они стали говорить про омовение. Маруан сказал: “Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение”. ‘Уруа сказал: “Я это не знаю”. Маруан сказал: “Бусра бинт Сафуан сказала мне, что слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ”. Малик 1/42/15, Ахмад, 6/406, Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, аль-Хумайди 352.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хазими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хаджар, ас-Суюты, шейх аль-Альбани и мн. др. См. “ат-Тальхыс” 1/123, “Ируауль-гъалиль” 116.

А хафиз ас-Суюти вообще сказал, что данный хадис относится к категории мутауатир (передающийся множественными путями), а Къады Абу ат-Тайиб сообщил, что этот хадис передавали девятнадцать сподвижников от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Файдуль-Къадир” 6/237.

Что же касается тех ученых, которые считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, то они опирались на следующий довод:

Талькъ ибн ‘Али рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли человек совершить омовение после прикосновения к половому органу?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, ибо это часть твоего тела» . Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 165.

Однако в отличии от предыдущего хадиса о необходимости совершения омовения при прикосновении к половому органу, ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса. Несмотря на то, что некоторые имамы, среди которых Ибн Хиббан, ат-Тахауи, шейх аль-Альбани, подтвердили его достоверность, такие ученые, как Абу Зур’а, Абу Хатим, аш-Шафи’и, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи и другие, считали этот хадис слабым. См. “Найлюль-аутар” 1/191.

А имам ан-Науауи вообще говорил, что ученые единогласны в слабости этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 2/42.

Однако, конечно же это ошибка, так как ученые не были единогласны в слабости этого хадиса. Но все же, хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» достовернее, чем хадис Талькъа однозначно! Имам аль-Байхакъи сказал: “Достаточно для превосходства хадиса Бусры над хадисом Талькъа того факта, что два шейха (аль-Бухари и Муслим) не опирались ни на одного передатчика хадиса Талькъа. Что же касается передатчиков хадиса Бусры, то аль-Бухари и Муслим опирались на них всех!” См. “Ма’рифатиу-ссунан уаль-асар” 1/234.

Во-вторых, в одной из версий хадиса Талькъа, которую приводит Абу Дауд № 183, сообщается: “О пророк Аллаха, нарушается ли омовение после прикосновения к половому органу в намазе?”

Исходя из этой версии хадиса, можно предположить, что речь шла о прикосновении к половому органу именно через одежду, поскольку совершающий молитву человек, делает это в основном через одежду. И это мнение также подкрепляется хадисом: «Если кто-либо из вас прикоснется к своему половому органу не через одежду, то пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». ад-Даракъутни 1/147, аль-Байхакъи 1/133. Хадис хороший. См “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1235.

Кстати имам аш-Шаукани относительно этого хадиса сказал: “Это указывает на обязательность совершения омовения (после прикосновения к половому органу), и этот хадис опровергает мнение тех, кто сказал о желательности (совершения омовения после прикосновения к половому органу)”. См. “Найлюль-аутар” 1/192.

В-третьих, хадис Талькъа – это ответ на вопрос, тогда как хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» , является велением, обращенным к умме, что считается сильнее доводом!

В-четвертых, мнение о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, принадлежит большинству сподвижников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, ‘Аиша, Са’д ибн Аби Уаккъас. См. “аль-Аусат” 1/193, “Найлюль-аутар” 1/189.

В-пятых, многие ученые, которые считали хадис Талькъа достоверным, говорили, что это положение, что прикосновение к половому органу не нарушает омовение, является отмененным. Имам Ибн Хиббан писал: “Хадис Талькъа является отмененным, поскольку Талькъ ибн Али прибыл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале первого года по хиджре, когда мусульмане строили мечеть посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. А хадис, с велением совершать омовение после прикосновения к половому органу также передается и от Абу Хурайры. А Абу Хурайра принял Ислам в седьмом году по хиджре, что указывает на то, что хадис Абу Хурайры был после хадиса Талькъа”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/389.

Имам Ибн Хазм писал: “Хадис Талькъа достоверный, однако, в нем нет доказательства по нескольким причинам. Во-первых, на этот хадис опирались до того, как пришло веление совершать омовение после прикосновение к половому органу, и нет сомнения в том, что это сообщение является отмененным (мансух). Во-вторых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это только часть твоего тела» , являются ясным доказательством на то, что это было до веления совершать омовение после прикосновения к половому органу. И если бы это произошло после, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы такого, и обязательно указал бы на предыдущее веление”. См. “аль-Мухалля” 1/139.

Шейх Ибн Баз во время урока «Шарх Булюгъ аль-марам» сказал: “Прикосновение к половому органу не нарушало омовение в начале Ислама, затем это было отменено хадисом Бусры. И хадис Бусры достовернее, чем хадис Талькъа, и прикосновение к половому органу нарушает омовение!”

Также о том, что хадис Талькъа отменен говорили такие имамы, как ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/402, аль-Хазими в “аль-И’тибар” 77, аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 2/289 и Абу Бакр ибн аль-’Араби в «‘Аридатуль-ахуази» 1/117.

И действительно, ведь в хадисе Талькъа пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал причиной не нарушения прикосновения к половому органу то, что это часть тела, т.е. нет разницы, к чему бы ни прикоснулся человек на своем теле. А хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» , обязательно должен был быть после этого, поскольку половой орган так и остался частью тела, однако к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришло знание о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение!

Таким образом, это мнение самое аргументированное и сильное из всех существующих по этому поводу. И это веление относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в одной из версий этого хадиса сообщается: «Любой мужчина, прикоснувшийся к своему половому органу, должен совершить омовение, и любая женщина, прикоснувшаяся к своему половому органу, должна совершить омовение». Ахмад 1/177, аль-Байхакъи 1/132. Иснад хадиса хороший.

И об этом же говорила и ‘Аиша: “Если женщина прикоснулась к своему половому органу, то ей надлежит совершить омовение”. аш-Шафи’и 90. Достоверность подтвердили имамы аль-Байхакъи и аль-Хаким.

А что касается мнения тех, кто истолковал слово «омовение» в хадисе: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» , как мытье рук, то такое понимание опровергает версия: «пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». Имам Ибн Хаббан говорил: “Если бы в этих хадисах шла речь о простом мытье рук, как это заявляют некоторые люди, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы: «Пусть возобновит омовение». А такое веление относится только к омовению, которое необходимо совершать для молитвы”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/385.

Ученые, считающие, что прикосновение к половому органу делает омовение недействительным, разошлись в вопросе: «Любое прикосновение делает омовение недействительным или же только сознательное?» Те, кто считал, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на аят: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб 33: 5).

Другие же ученые ответили на это тем, что в подобных аятах и хадисах, в которых указывается на прощение того, что было совершено по ошибке, забывчивости и принуждению, речь идет о прощении греха, а не о спадании законоположения. Как например тот, кто в молитве выпустил воздух не совершил греха, однако он обязан возобновить омовение и молитву.

Также ученые считающие, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на слово: «прикоснулся» (масс), что арабы использовали в отношении того, что делалось сознательно. Однако в хадисах о прикосновении к половому органу нет никаких разделений между сознательным и случайным прикосновением. Это можно сравнить и с прочими нарушениями омовения, как например случайный выход газов. Имам Ибн аль-Мунзир писал: “Необходимо, чтобы те, кто следует хадису о том, что прикосновение к своему половому органу нарушает омовение, не делали разницу между осознанным и случайным прикосновением, как это и в прочих нарушениях омовения!” См. “аль-Аусат” 1/164.

Омовение нарушает только прикосновение к своему половому органу, ибо нет никакого указания на то, что прикосновение к другому половому органу или же к анальному отверстию нарушает омовение, кроме аналогии.

8. Малое омовение делает недействительным все то, что делает недействительным и большое (гъусль).

К этому относится: семяизвержение (любым способом); половой акт (даже если не было семяизвержения); менструация и послеродовое кровотечение. В том, что нарушение большого омовения делает недействительным и малое, нет среди ученых разногласий. См. «аль-Иджма’» 31.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Нарушает ли прикосновение к женщинам омовение?


Вопрос: Ассаламу алейкум. Нарушает ли омовение прикосновение к женщинам?

Ответ: Уаалейкум ассалам уа рахматуЛлах.

В этом вопросе длинные разногласия у ученых.

Одни сказали, что любое прикосновение к женщине портит омовение, и это мнение имамов аш Шафии, аль-Аузаи, Ибн Маджишуна, и Мухаммада Ибн Насра аль Марвази.

Их довод слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ وَلاَ جُنُبًا إِلاَّ عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّىَ تَغْتَسِلُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ


"О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки"

Ан-Ниса, 41

Другие ученые сказали, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение. И это слово Суфьяна ас-Саури, Ибн аль-Мунзира , и также Абу Ханифы и его последователей приверженцев суждений по своим мнениям.

Они сказали - под словом ملامسة (прикосновение) в аяте имеется ввиду совокупление.

И аргументировали хадисом от Аиши что Пророк целовал своих жен и затем молился и не делал омовение

И другим хадисом от Аиши, что Пророк делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала.

- Третья группа сказала, что прикосновение к женщине со страстью портит омовение, а без страсти - не портит, и это мнение имама Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Малика Ибн Анаса, Лейса Ибн ас-Са"да .

И это мнение более верное , и это по следующим причинам:

1. Что касается ответа тем, кто сказал что прикосновение к женщине портит вуду в любом случае - то хадис Аиши о том, что Посланник Аллаха делал молитву когда она спала, а ее ноги мешали ему и он когда делал суджуд касался их чтобы она их убрала. (Передал аль Бухари). Это ясный далиль на то что такое прикосновение без страсти не портит омовение, и любые попытки истолковать данный хадис слабые.

И также, как сказали имам Ибн аль Мунзир и хафиз Ибн АБдуль Барр , все ученые единогласны, что кто ударит женщину, или кто поцелует свою мать из милости к ней и любви - его омовение не портится, и это указало на то что прикосновение без страсти не портит омовение.

2. Что касается ответа тем кто говорит, что прикосновение к женщине вообще не портит омовение то будет сказано: Аллах, Свят Он и Велик, сделал "аль-лямс" اللمس или "аль-мулямаса" الملامسة портящим омовение, и это в арабском языке прикосновение, а совокупление лишь один из его видов, и слова Корана имеют общий смысл пока не придет далиль из Корана, Сунны, иджма и асара на исключение чего-то из этой обобщенности.

И пришел хадис Аиши о том что Посланник Аллаха трогал ее ногу прося подвинуться, и опираясь на это мы исключили из прикосновений портящих омовение те прикосновения что будут без страсти, остальное же остается входящим в смысл аята.

Что же касается хадиса которым вы аргументировали, что Пророк мир ему целовал своих жен а затем молился, то это хадис крайне слабый.

Сказал ан Навави :

وأما الجواب عن احتجاجهم بحديث حبيب بن أبي ثابت فمن وجهين أحسنهما وأشهرهما أنه حديث ضعيف باتفاق الحفاظ، ممن ضعفه سفيان الثوري ويحيى بن سعيد القطان وأحمد بن حنبل وأبو داود وأبو بكر النيسابوري وأبو الحسن الدارقطني وأبو بكر البيهقي وآخرون من المتقدمين والمتأخرين


"Что же касается хадиса Хабиба Ибн Аби Сабита и их аргументации им, то ответ с двух сторон, и наилучшая и известнейшая из них - что этот хадис слабый по единогласному мнению хафизов . Из тех кто его ослабил - Суфьян ас-Саури, Яхья Ибн Саид аль Каттан, Ахмад Ибн Ханбаль, Абу Дауд, Абу Бакр ан-Найсабури, Абу аль Хасан ад Даракутни, Абу Бакр аль Бейхакы , и другие из древних и поздних хафизов хадиса"