Ид аль-Адху – праздник жертвоприношения. Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения Некоторые хадисы о Курбан-байраме

Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику, его семье, и тем, кто следует по его пути до Судного Дня.

Ид аль-Фитр происходит в конце месяца Рамадан, в первый день 10-го месяца исламского лунного календаря. Это — один из двух главных праздников ислама и отмечается всеми мусульманами во всем мире. После нескольких дней и ночей преданности, поклонения, дней поста, ночных молитв, наступление Ид аль-Фитр дает нам повод того, чтобы быть переполнеными радостью и счастьем. Духовно подзарядившись во время благословенного месяца Рамадан, мусульмане получают стойкость встречать проблемы жизни с сердцами, полными веры и душой, которая наполнена решимостью и силой. Это день, который подводит итог уникального исламского взгляда на жизнь: жизнь, которая сосредотачивается вокруг Всевышнего Аллаха и ставит под контроль свои удовольствия. Это день благодарности и благодарения, духовного обмена и единства, радости и счастья. Мы хотим предложить Вам информацию о значении данного праздника для каждого мусульманина, а также какой этикет и правила присущи этому особенному дню.

Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Значение праздника (видео)

Значение Ид аль-Фитр

Ид аль-Фитр является днем блага и благословения для всех постящихся мусульман, так как им обещана большая награда от Всевышнего Аллаха для всех, кто правильно соблюдал пост. По окончанию Рамадана мусульмане выражают свою благодарность Аллаху, который позволил им соблюдать пост, и в то же время, предоставил им изобилие в течение этого благословенного месяца. Ид аль-Фитр, следовательно, это — день радости, актов поклонения, благодарения Аллаха, сотрудничества, солидарности, братства, единства и духовности. Во время месяца Рамадан, Аллах дает нам испытание. В конце месяца приходит большое чувство удовлетворения, приближения к Всевышнему. Это — радость духовной реализации. Это — время для празднования, а не время для того, чтобы заниматься оскорблениями, использовать других или отвлекаться от достижений месяца Рамадан. Это — день настоящего счастья и радости.

Когда Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) вошел в дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в день Ид, он обнаружил двух молодых девушек, которые играли музыку и пели. Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) спросил их:

«Почему вы делаете это в доме Пророка?» Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру (да будет Аллах доволен им), чтобы он оставил их, так как Ид аль-Фитр — это день веселья и радости.

Для нас важно, чтобы наша молодежь и наши соседи понимали, что наша религия не является обременительной, скучной и не находится только в области запретов. Мы должны показать, что Ислам — это путь умеренности, терпимости и красоты, а также обмена радостью в соответствующие моменты.

Празднование Ид аль-Фитр начинается рано утром с коллективного поклонения. Это действо проходит, как правило, на большом открытом месте в котором. После молитвы лидер молитвы (имам) читает короткую проповедь и люди начинают приветствовать друг друга. Остальная часть церемонии, как правило, проводятся в частном порядке с семьей и друзьями.

Значение Ид аль-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за предоставленную возможность мусульманам пользоваться и наслаждаться благословениями месяца Рамадан.

Правила Ид аль-Фитр

  1. Пост в день Ид аль-Фитр — это харам (запрещеное действие). Это следует из хадиса Абу Саида аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором он заявил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) запретил соблюдать пост в следующие два дня: в день Разговения и в день Жертвоприношения» (Муслим)
  2. Праздничная молитва. Некоторые из ученых ханафитского мазхаба заявляют, что праздничная молитва являются ваджиб (обязательной). Некоторые ученые ханбалитского мазхаба говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (достаточный для исполнения некоторыми мусульманами, в то время как другие освобождаются от ответственности за невыполнение предписания). Третья группа (маликитский и шафиитский мазхаб) говорит, что молитва Ид — это Сунна Муаккада (Сунна, которую постоянно выполнял пророк).
  3. Отсутствие дополнительных молитв до либо после молитвы Ид. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал день Ид с молитвы в два ракята, без дополнительных молитв до или после. Это тот случай, если молитва совершается на открытом месте. Однако, если люди совершают праздничную молитву в мечети, то они должны совершить еще два ракята молитвы Тахият Аль-Масджид (молитва приветствия мечети).
  4. Посещение праздничной молитвы женщинами. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие Ид молитве и сотрудничать друг с другом в благочестии и богобоязненности. Во время менструации женщина не должна бросать поминание Аллаха или оставлять места поиска знаний и поминания Аллаха. Однако, следует отдаляться от места совершения молитвы в этот период. Безусловно, женщины не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Ид аль-Фитр

1. Гусль (большое омовение). Одной из хороших манер мусульманина на Ид аль-фитр, состоит в том, чтобы принять ванну, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной на Ид аль-Фитр: посетить праздничную молитву, принять ванну, поесть перед выходом на улицу».

2. Завтрак перед тем, как отправиться на молитву. Не стоит выходить на праздничную молитву перед едой. Согласно хадису Аль-Бухари, которому передал Анаса ибн Малика, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил утром на празднование Ид аль-Фитр, пока он не съел несколько фиников нечетного числа». С другой стороны, на Ид аль-Адха, рекомендуется) не принимать пищу, пока не закончится молитва. После этого следует есть мясо жертвенного животного.

3. Такбир в день Ид аль-Фитр. Это одна из великих сунн праздничного дня. Аль-Даракутни и другие передавали, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он постоянно произносил такбир, пока не достигал места молитвы и он продолжал произносить его, пока не пришел имам.

4. Поздравления друг друга. Люди могут обмениваться праздничными поздравлениями в любой форме. Например, они могут сказать друг другу «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (да примет Аллах от нас и от вас наши добрые дела). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (Ибн Хаджар)

5. Ношение лучшей одежды. Джабир (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одевал джубба (плащ), который он носил на Ид аль-Фитр и по пятницам». Аль-Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, так что мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.

6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы. Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), использовал разные маршруты в день Ид, для того, чтобы попасть на молитву Ид и вернуться с нее. (Аль-Бухари)

Рамадан подошел к концу. На наших глазах слезы и наши сердца полны печали из-за окончания Рамадана — месяца Корана, месяца милосердия, месяца единения, месяца прощения, месяца свободы от огня. Тем не менее, мы должны продолжать делать добрые дела и после Рамадана так как Господь Рамадана является Господом всего года.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Он учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Курбан-Байрам (араб. – Ид аль-Адха‎) – основной мусульманский праздник , отмечается 10-го зуль-хиджи и продолжается еще три дня 11, 12 и 13-го зуль-хиджи дни ташрика . Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения». Праздник Курбан-Байрам учит осмыслению человеческой жизни как божественного дара.

Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, восполняют пропущенные намазы , читают Священный Коран. Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в ибадате .

После полуночи (до утра) совершают полное омовение, занимаются личной гигиеной. Тот, кто участвует в обряде заклания жертвенного животного (курбан), десять дней до жертвоприношения должен не стричь волосы и ногти.

Утром, не принимая пищу, идут в мечеть для совершения ид-намаза – через 45 минут после восхода солнца (время уточняют у имама мечети). Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-Байрам (Ид аль-фитр). Накануне Ид аль-Адха и до последнего дня ташрика с захода солнца до ид-намаза, затем после каждого намаза и до азкаров по пути в мечеть читают такбир .

В день Курбан-Байрам мусульмане проявляют радость, приветствуют верующих, поздравляют их с праздником, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, просят прощение за причиненные обиды и мирят тех, кто в ссоре, раздают садака , ходят в мечеть, в усыпальницы праведников и на кладбище к могилам родных.

Курбан . Заклание жертвенного животного во имя Всевышнего первым совершил Ибрахим, мир ему. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)» (Абу Дауд). Жертвоприношение в исламе воспитывает умение творить благо для ближних во имя Аллаха: две трети мяса жертвенного животного раздают бедным, неимущим, нуждающимся и соседям. Это не магический ритуал, а предписанный обряд поклонения Всевышнему, доказывающий богобоязненность мусульман.

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным,

сердца которых при упоминании имени Аллаха переполняются страхом, которые терпеливы к тому, что их постигает, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.

Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.

Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.

Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников»

Священный Коран. Сура 22 «Аль-Хаджж» / «Паломничество», аят 34-38

Курбан может быть из трех видов животных : бараны, овцы и козы; коровы, быки и буйволы; верблюды. Предпочтительный курбан – баран или овца.

«Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в достоверном хадисе. Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-Байрам или в последующие три дня (дни ташрика) является Сунной, на которую наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рекомендовал зарезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное - это проявление покорности Всевышнему.

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза , мусульмане громко читают такбир. Такбир читают и в мечетях , и дома , и на улице, и на площадях – везде.

Такое повсеместное громкое чтение такбира в оба дня ида (Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр) является признаком того, что данный населённый пункт (село, город) является мусульманским .

اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَالله اَكْبَرْ الله اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

الله اكبر الله اكبر الله اكبر ألله اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд (три раза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила».

Кроме того, такбир читается и после каждого намаза – сразу по его завершении, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная после вечернего намаза дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня Ташрика, то есть 13-го числа.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения можно использовать верблюдов , коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу – только за одного мусульманина . Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.

Салят уль-ид – праздничный намаз

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам . Кто не знает, как совершается праздничный намаз , пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят) : «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам , во имя Аллаха ».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ

После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха ». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

Время жертвоприношения

Самое лучшее время для жертвоприношения наступает десятого числа месяца Зуль-хиджа , по прохождении времени совершения двух ракаатов намаза и хутбы, когда солнце поднимется на размер копья, приблизительно на размер семи локтей. Это время сохраняется до захода солнца последнего дня Ташрика, т. е. 13 числа Зуль-хиджа .

Как резать

Перерезать необходимо всё горло и пищевод. Желательно тому, кто режет жертвенное животное, проявлять к нему жалость, не тащить грубо на место забоя. На землю его нужно класть осторожно, не туго затянув ноги, правую оставив несвязанной. Нож следует точить так, чтобы животное не видело. Не режьте его в присутствии других животных, особенно его детёнышей. Нож должен быть наточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Во время принесения жертвы необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он покорил нам животных, и за Его великие блага («Шархуль Мафруз», стр. 577).

Также желательно мужчине самому зарезать жертвенное животное или присутствовать, когда его уполномоченный приносит жертву. Желательно также до принесения жертвы произнести три раза такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» . Затем желательно произнести «бисмилля». Не произнести «бисмилля» в Киблы , прочитать дуа: «Аллагьумма гьаза минка, ва иляйка, фатакьаббаль минни» («Сунануль Кубра лиль Байхаки», № 9/286).

Что делать с мясом?

Самым ценным является, оставив немного для себя и своей семьи , отдать всё мясо бедным. Себе лучше оставить печень, следуя за Пророком (мир ему и благословение) , который ел её из мяса жертвенного животного, как об этом передаётся в «Сунануль Кубра Лиль Байхакий» (3/283). Если не получается полностью раздать, то сунной является не оставлять себе больше 1/3 части туши. Также сунной является не меньше 1/3 от жертвоприношения раздать как милостыню. Мясо необходимо раздать в сыром виде. Недостаточно отдавать в милостыню жареное, варёное мясо, жир или курдюк, печень, селезёнку. Шкуру жертвы нельзя (харам) продавать. Курбан не режут за кого-то без его разрешения, даже если этот человек умер. Но такие учёные, как Каффал и Убади бин Абул Хасан, говорят, что за умершего родственника можно резать, но всё мясо нужно раздать («Нихаятуль Мухтадж», № 8/144).

Когда жертвоприношение становится обязательным?

Обязательным жертвоприношение становится, если кто-либо сделал назру, т. е. обязался резать или назвал какое-то животное своим курбаном. Например, если сказал, что этого барана будет резать в Курбан-байрам , то это становится обязательным курбаном («Хаваши Ширвани», № 9/356). В таком случае мясо обязательно нужно раздать полностью. Для того чтобы жертвоприношение не стало обязательным, необходимо использовать слово «желательное» , то есть сказать, указывая на животное: «Это мой желательный курбан».

Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа – месяця хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман.

Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа – месяця хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман. Последующие за Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».

Показательным примером истинной красоты Ислама является проведение исламских праздников и других обрядов, отличающихся публичностью и массовостью, в красивой и фееричной форме, когда создаётся атмосфера духовного торжества. Это есть и своего рода призыв к Исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, зависит в определённом смысле успех исламского призыва в обществе.

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). День Арафа–самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину. Равно как и величина грехов в этот день увеличивается в несколько раз.

Своими корнями Курбан байрам уходит в глубокое прошлое, во времена пророчества Ибрахима (мир ему).

Ибрахим (мир ему) – один из великих посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир еум и благословение) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз Ибрахим (мир ему) сказал: «Все, что я принес в жертву, - это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего». Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху.

Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему и благословение) родился ребенок, которого он назвал Исма‘илом. Естественно, что ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.

Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнес…

Из домашних животных для курбана приносят в жертву верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. То есть, по мнению четырех мазхабов из домашних животных приносить в жертву разрешается только этих животных. Верблюда или крупный рогатый скот можно принести в жертву за семерых человек, а мелкий рогатый скот можно заколоть только за одного человека.

Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот.

Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) во втором году хиджры. (См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203).

Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное».

Не пропустите Праздничный намаз!

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата. Читайте дальше…

Мусульманское жертвоприношение (курбан)

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Благочестивые мусульмане стараются каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут », - сказано в хадисе.

Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование к курбану-сунна – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закят. В случае, когда курбан был исполнен как назру -т.е. курбан был обязательным, необходимо раздать все мясо.

Где провести обряд жертвоприношения?

Обращаем ваше внимание: массовый забой скота на Курбан-байрам в этом году не будет проходить в черте города Махачкала. Желающие совершить обряд жертвоприношения (Курбан) могут это сделать;

- в районе торгового центра «Киргу»;

- в районе Ипподрома (по трассе Махачкала - Каспийск) .

Здесь созданы все условия для полноценного совершения обряда:

1. просторные отсеки для скота;

2. наличие специалистов для закалывания и разделки животных;

3. обучение правильному намерению и чтению такбира;

4. пункты приёма жертвенного мяса;

5. консультация богослова по всем вопросам жертвоприношения;

Да примет Всевышний все наши пожертвования и благие деяния!