Праздник Троица: история, традиции, символы. Праздник святой троицы Традиции празднования Троицы

Троица - один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2019 году Троица приходится на 16 июня. Официальное церковное название праздника - День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

История праздника

Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи - сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.

Традиции и обряды праздника

Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.

Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год - они оберегают дом от болезней и бед.

В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов.

По народным традициям в канун торжества хозяйки проводят генеральную уборку в домах и дворах. Они готовят праздничные угощения, пекут хлеб или каравай, который символизирует плодородие и благополучие. Украшают дома, иконы ветвями деревьев и травами. В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников и друзей, дарить подарки. После праздничного обеда устраиваются народные гуляния. Люди отправляются на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры.

Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Гадания на Троицу

В день Святой Троицы молодые девушки гадают на события будущего, замужество, любовь. При совершении обрядов они используют растения, воду.

Гадание на венке. Вечером в праздник необходимо смастерить венок из березовых ветвей и четырех видов травы: чабрец, иван-да-марья, лопух и медвежье ухо и оставить его на ночь во дворе. Если наутро он завянет, то в ближайшем будущем стоит ожидать мелких трудностей. Свежий венок предвещает удачный год.

Гадание у реки. Девушка должна сплести венок, вставить в него зажженную свечу и запустить по реке. Если он утонет недалеко от берега, то отношения с парнем будут короткими и неудачными. Если венок уплывет далеко по реке с зажженной свечей, то его обладательницу ожидает судьбоносная встреча. Прибившийся к берегу венок знаменует свадьбу в этом году.

Гадание на зверобое. Для того чтобы узнать, испытывает ли молодой человек чувства к девушке, она должна взять пучок зверобоя и перекрутить его с такой силой, чтобы из него полился сок. Если сок прозрачный, то любовь безответная, а если красный, то чувства крепкие и взаимные.

Что можно есть на Троицу

В этот день поста нет, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты.

Как украсить дом на Троицу

Для украшения домов люди используют молодые ветви деревьев, луговых трав и цветов. Главным символом является береза. Молодая зеленая листва символизирует круговорот жизни и молодость. Белый цвет веток олицетворяет чистые помыслы верующих. Ветки дуба, липы, клена и рябины призваны оберегать дом от злых духов.

Из луговых трав люди используют васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух. Они плетут из них венки и вешают их на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон. Незамужние девушки кладут травы под подушку.

Что нельзя делать на Троицу

Троица - великий православный праздник. В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Следует посвящать время молитвам и близким людям. Нельзя ссориться и злиться на окружающих. По народным поверьям, в этот день запрещается купаться в природных водоемах. Люди верят, что на Троицу нечистая сила обретает облик мистических персонажей (русалок, водяных) и способна нанести вред.

Приметы и поверья на Троицу

  • Дождливый день - к хорошему урожаю грибов осенью.
  • В этот праздник не стоит играть свадьбу, иначе брак будет неудачным.
  • Устраивать сватовство на Троицу - хорошая примета. Будущий брак будет крепким и счастливым.
  • Пятидисятница - удачная пора для поиска кладов. В этот день земля способна щедро одарить человека богатством.
  • Хорошей приметой считается во время службы проливать слезы. Оплакивание травы символизирует богатый урожай и богатство.

Поздравления

    С праздником Троицы тебя поздравляю,
    Достатка, любви, благ земных я желаю.
    В праздник возвышенный, праздник святой
    Радость большую почувствуй душой!

    Мира в семье, пониманья, заботы,
    Новых побед, достижений в работе.
    Благословенья и жизни прекрасной,
    Вместе с семьей встретить Троицы праздник!

    Тебя хочу поздравить я с Троицей Святою,
    На небо ты душою сегодня посмотри.
    Наполнит праздник сердце твое пусть теплотою,
    И засияет солнце пусть у тебя внутри.

    Еще тебе желаю я крепкого здоровья,
    И в травах ароматных покой души найти.
    Пускай витает ангел всегда у изголовья,
    И пусть оберегает он все твои пути.

Какого числа Троица в 2020, 2021, 2022 году

2020 2021 2022
7 июня Вс 20 июня Вс 12 июня Вс

Современные люди, не смотря на то, что всей душой верят в Бога, редко соблюдают все традиции и заповеди. Но есть Великие праздники и дни, которые никогда не забывают и чтят в каждой христианской семье. Одним из таких праздников и является день Святой Троицы.

Какого числа отмечается Троица

Троица - один из самых важнейших праздников христианской церкви. Он следует после : ровно через 7 воскресений, на 50-й день, тесно переплетая между собой народные обычаи и церковные традиции.

Учитывая, что Пасха является переходящим праздником, - она не имеет определенной даты, то праздник Святой Троицы тоже каждый год отмечается в разные дни.

Великой Пасхе предшествует самый строгий пост в году - 7 недель, который начинается после широкой Масленицы и захватывает даже день весеннего равноденствия. Поэтому проще всего , а следом за ней и дату Святой Троицы, можно с помощью отрывного календаря, где обычно указываются и фазы луны.

  1. Найдите день весеннего равноденствия.
  2. Определите дату полнолуния сразу после дня весеннего равноденствия.
  3. Отметьте ближайшее к полнолунию воскресенье - это и будет день Великой Пасхи.
  4. Отсчитайте 49 дней после Великой Пасхи.
  5. На 50-й день, - воскресенье - отмечается Троица.

Праздник Троицы в 2016 году

В этом году отмечался 1 мая, прямо в день весны и труда. Отсчитав положенные 7 недель, не составит труда узнать, что Троица в 2016 году наступит в воскресенье, 19 июня.

История праздника

Троицу так же нередко называют Пятидесятницей. И вовсе не потому, что она отмечается через 49 дней после Великой Пасхи. На самом деле Пятидесятницу отмечали еще задолго до того, как возникло христианство. Именно на пятидесятый день после Песахи (иудейской Пасхи) Моисей получил десять заповедей от Господа, что впоследствии и стало основой для Ветхого Завета.

А через много лет, так же на пятидесятый день после Воскресения Христова, на Богородицу и 12 апостолов снизошел бестелесный, живой Святой Дух, - именно так Бог предстал им в своём третьем обличии (до этого Бог уже дважды являлся им в виде Бога Отца (Божественного Ума) и Бога сына (Божественного Слова)). Так этот день ознаменовали и днем Святой Троицы.

Сионская горница в Иерусалиме, где и происходило это действо, согласно Библии, стала первой в мире христианской церковью, а день Святой Троицы вошел в историю как появление на Земле Новозаветной Церкви.

Это основная версия возникновения праздника Троицы, хотя, надо признать, не единственная. Существует множество легенд, по одной из которых Троица - это день, в который Господь сотворил землю и зелень, по другой - в этот день Иисус гулял с Петром и Павлом в тени зеленых деревьев и Христос благословил этот день и назвал Троицей. Безусловно, эти домыслы имеют право на существование, но всё же они не так распространены, как события, описанные в Библии.

Сейчас праздник Святой Троицы отмечается во всех христианских церквях, но у католиков и протестантов он немного позже: на 50-й день после Пасхи они отмечают именно Пятидесятницу, а Троицу празднуют уже в следующее воскресенье.

Суть праздника Троицы

С древних времен и до наших дней люди встречают праздник Троицы с надеждой на новое начало, урожайный и благоприятный год для всего живого и, в первую очередь, для своей семьи.

Если встречая провожая зиму на Масленицу, мы встречаем весну, то Троица - это полноправное начало лета. Обычно к Троице уже распускаются все деревья в лесу, вырастает трава и начинаются по-настоящему теплые дни.

Может быть именно поэтому так и заведено издревле, что Троица - переходящий праздник и не имеет точных дат.

Традиции и обычаи праздника Троицы

К празднику Святой Троицы весна окончательно вступает в свои права: всё вокруг наполняется новой жизнью и светом, распускается и оживает. В знак обновления всего живого храмы и церкви в этот день тоже утопают в свежей зелени: мягкой травой устилают пол, стены украшают молодыми побегами березы, да и сами священники ходят в зеленых одеждах.

Но не только в храмах дают проникнуть свету и весне! Хозяйки накануне Троицы приводят свой дом в идеальный порядок, украшают комнаты свежими цветами, символизирующие то, как распускается и расцветает душа человека, впустившего Бога в свое сердце.

С самого утра христиане спешат в церковь, поблагодарить Бога за то, что он всегда с ними и защищает их от бед и напастей. Из храма каждый верующий обязательно возвращается домой с тонкой веточкой молодой березки, которая символизирует начало всего живого, светлого, новой хорошей жизни.

В дом приглашают всех родных и близких, накрывают на стол, готовят хорошее угощение. По традиции, на столе обязательно должен быть свежеиспеченный каравай и та самая веточка из храма, в знак достатка и счастливой жизни всех присутствующих.

Символы праздника Троицы

В храмах не зря для украшения берут именно веточки русской березы. Береза одна из первых покрывается молодыми листьями и стоит в лесу самая «нарядная». Во всем мире считается, что русская береза обладает особой силой роста, поэтому люди еще с давних времен знают, что в лесу нужно обязательно обнять березку и попросить у нее сил и здоровья.

В давние времена, вечером на Троицу, молодые девушки надевали свои самые красивые платья, венки из березовых веточек с полевыми цветами и обязательно шли «завивать» березу: самая юная из них срубала молодое дерево и девушки дружно украшали его ленточками и цветами, водили хороводы и танцевали вокруг него. После этого березку обязательно нужно было утопить в речке, чтобы земля была богатой и плодородной.

Гадания на Троицу

Интересно, что Троица, Пятидесятница совпадает еще с одним большим языческим праздником, о котором наши предки издревле не забывали: почитание прихода лета - Зеленые недели (Зеленые святки, Русальная неделя). Окончания такой недели - воскресенья - особенно ждали еще совсем юные девочки, т.к. девушки постарше брали их с собой на гулянья, где частенько гадали на суженого.

Конечно, официальная церковь это не одобряет и по сей день, но, тем не менее, традиции этого праздника идут к нам из древних времен.

Верили, что в эти дни русалки выходят на берег, играют, качаются на ветвях и наблюдают за людьми, а на Троицу, в воскресенье, они особенно активны. Поэтому в Русальную неделю нельзя гулять по лесу или возле воды в одиночестве, - считается, что русалки ради забавы запросто могут утащить человека к себе. Конечно, в наше время в прудах никто не стирает, но всё же наши предки не всегда оказываются неправы.

Обязательно поминали покойников, особенно тех, кто умер раньше времени: по поверью, в Зеленую неделю они возвращаются на землю в виде мифологических существ. Освящали колодцы и поля.

А уж любительницам погадать о своем будущем на Троицу было где разгуляться, но самыми распространенными гаданиями были те, где использовалась березка.

  • Срывали случайную молодую веточку березы и внимательно ее осматривали: если ветка ровная, без изъянов, то и год будет ровным, да тихим. А уж если кривая, то ждали изменений, хороших или плохих - судили по коре этой ветки: красивая она или больная.
  • В воду опускали несколько молодых веточек разных деревьев, загадывали желание и вытягивали с закрытыми глазами, кому какая попадется: березовая - исполнится, осиновая - в этом году можно и не ждать, дубовая - нужно потрудиться, чтобы желание сбылось, а сосновая - всё зависит только от вас.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле .

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1


Кондак
праздника Святой Троицы , глас 2

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева Лавра

  • Фоторепортаж
  • – Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • – К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и “приговор” поспел: “Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу”.
  • статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2019 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2019 году?

Цвет праздника Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри – сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые – «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей”. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо – в ее святых таинствах через преемников апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа – сына Божья. Но не Бог – отец, не Бог – Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога – Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа – над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето – напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

Пятидесятница (Троица) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи.

День Святой Троицы в 2017 году православные христиане празднуют – 4 июня

Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась “совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты”.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает, чтобы люди воспевали ” Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа"” – ”Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную”.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, “созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию”.

Уже века этот праздник соединяет и искреннюю радость, и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя все. Еще при жизни Своей на земле Господь много раз говорил Своим ученикам о том, что Он никогда не оставит людей.
Он собрал верующих людей в Свою большую семью, которую назвал Своею Церковью, и сказал: “Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее”. Мы все – члены этой Церкви.

Традиции празднования Пятидесятницы на Руси

Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит праздник. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

Другие названия дня

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки (сиб.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) - Турица, «Letnice» (чеш.) - Летница, Духов день (серб.), «Palinocki» (подляш.), «Sobótki» (ю.-польск.), «Богородица Русалија» (серб.), «Rusalii » (рум.), Пятидесятница.

Церковные традиции

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня , на которой поются стихиры , прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях - этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским , второй Иоанном Дамаскиным .

По русской традиции, пол храма и домов селян в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми или кленовыми ветвями, а цвет облачений - зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается Духов день .

Обряды восточных славян

Троицын день - один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик , Троицкую субботу , Троицын день . Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды . В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Иногда Зелёными святками называли только Семик , а местами - Троицкую неделю .

Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX в. полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком , в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье . В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево », «встреча русалок»). «До принятия христианства этот праздник отмечался на протяжении шести дней - три дня перед седьмым после Пасхи воскресеньем и столько же на следующей неделе» .

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации , поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли .

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки одевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон - так называемые «невестины смотрины» .

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника , 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца . Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды . Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка - символа девичества .

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу - только девушки, а на Петров день - девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская , Орловская , Курская , Костромская , Тульская , Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки» .

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего . «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года .

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение , Семик , Троицу, Духов день или Петра-Павла .

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста) .

Считалось, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки .

Икона «Троица смесоипостасная». 1729

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы» . Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других - как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые , которых называли «дяды ». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

Троицкие короли у словаков

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná ), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уваженнем со стороны односельчан .

Вождение быка у поляков

В некоторых польских зонах центральный персонаж троицких обрядов - бык. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд wolowe wesele - воловьей свадьбой. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня .

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. Бог Троицу любит (сиб.). Троица - три дня строится (сиб.). В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия . От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок - то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца - сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь - много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. Молодой месяц пологий - весь лунный месяц (до следующего новолуния) - дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец - хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.

См. также

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. . - М .: Индрик, 2002. - 816 с. - ISBN 5857591420
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М .: Современный писатель, 1995. - Т. 1. - 1221 с. - ISBN 5857591420
  3. Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој , Љубинко Раденковић. - Београд: Zepter book world, 2001. - 695 с. - ISBN 86-7494-025-0 (серб.)
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни . - М .: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  5. Зимина Т. А. Троица . Русские праздники и обряды . Российский Этнографический музей. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
  6. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.
  7. Катовiч А., Крук Я. Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. - 368 с. - ISBN 978-985-6029-99-1 (белор.)
  8. Котович Оксана Кольца судеб: Как правильно выбрать дату свадьбы? / TUT.BY, 26.04.2010
  9. Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. - М .: Типография Александра Семена, 1856.
  10. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. - М .: Государственный институт искусствознания, 1998. - 56 с.
  11. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. - Л. : Художественная литература, 1984. - 526 с.