Рассказ о папе маме выпускник школы. Современные школы требуют, чтобы родители учились вместе с детьми

«Школьные годы моих родителей»

Школьные годы - прекрасная пора, которая оставляет отпечаток в жизни каждого человека. Это годы молодости, становления и развития личности, дружба со сверстниками и, конечно же, первая любовь.

В своем сочинении я хочу рассказать о школьных годах моих родителей. Мама и папа начали учиться вместе с 4 класса , все время обучения они провели рядом, сидели за одной партой и тот факт, что они знали друг друга с детства, послужило возникновению более высоких чувств и созданию прекрасной семьи.

Мне стало очень интересно узнать, как же провели свои молодые годы родители в школе, и что больше всего им запомнилось, ведь раньше все было по-другому, и время не стоит на месте….

Итак, я решил спросить это у них. Вот какими воспоминаниями они со мной поделились: «В то время, когда мы учились, мы жили еще при советской власти, а тогда жизнь молодежи была более организована. С самого детства мы становились октябрятами , с достижением определенного возраста мы становились пионерами.

В этот период больше всего запомнились пионерские слеты. Здесь собирались пионеры со всех районов, была возможность общаться и знакомиться с новыми людьми и просто приятно проводить время. Летом жгли пионерские костры, проводили различные конкурсы, читали стихи, пели песни.

После пионеров в 8 классе мы вступили в комсомольскую организацию. Здесь проводились комсомольские собрания, субботники, воскресники. То есть наша жизнь была интересна, и мы проводили время с пользой.

Еще в памяти остался момент, когда мы школой ездили в делянки и питомники, чтобы высаживать елочки. Время в работе и перерывах мы проводили очень весело.

За достигнутые результаты поощряли поездками в города СССР. Мы ездили, например, в Казань, Ульяновск и другие города. Очень интересно было познакомиться с достопримечательностями различных городов нашей страны».

Больше всего маме запомнилась поездка в Казань, где они побывали в консерватории на концерте органной музыки. «Эти звуки пробирали до самых пяток», - говорит мама. Также вместе с одноклассниками они были в планетарии , музеях, театрах.

Рис 3. Поездка в Казань

«Зимой проводилась традиционная для нашей школы игра «Зарница». Она проводится и сейчас. Школьников делили на два отряда, обычно это были зеленый и синий отряд. Проводились веселые и интересные конкурсы и соревнования, например, лыжная гонка , логические конкурсы, поиски клада. Интересным моментом было, когда два отряда словно участвовали в боевом сражении друг против друга, суть заключалась в том, что нужно было сорвать погоны, висевшие на плечах противников».

С особой теплотой мои родители говорят и своих учителях, которые оставили неизгладимый след в памяти. Больше всего родители вспоминают своего классного руководителя Медведеву Валентину Николаевну. «Она воспитывала нас своим примером, помогала в трудную минуту. Валентина Николаевна достаточно строгий преподаватель, поэтому у нас в классе всегда был порядок. Большое внимание учительница уделяла не только образовательному процессу, но и нашему воспитанию. Вместе с ней мы занимались танцами, очень часто ходили на прогулки, в походы, ездили на экскурсии. Мы ей очень любим и уважаем».

Не менее тепло родители вспоминают учителя истории Денежкину Валентину Николаевну. «Валентина Николаевна – доброй души человек. На её занятиях было тепло и уютно, словно все предметы были пронизаны её голосом, улыбкой и добротой. Каждый урок по-своему захватывал и открывал что-то новое. Учительница доступно преподносила материал, всегда использовала много наглядных пособий. Валентина Николаевна учила нас не только своему предмету, но и жизни. Очень часто мы обращались к ней за советом, и она всегда нас поддерживала ».

После окончания школы мои родители учились в училище на разных специальностях в параллельных группах и часто виделись друг с другом. После окончания училища отец проходил военную службу, и они продолжали общаться в письмах.

В 1988 году родители решили пожениться. В их жизни со временем появились моя сестра и я. Она уже окончила школу, где учились мои родители, а я продолжаю обучение.

Я могу судить о том, что школьные годы мои и моих родителей имеют весомые различия. У их поколения были иные интересы, нежели чем у нас, жизнь была более организованной, все были заняты и не «болтались» бесцельно. Я очень рад, что у меня есть такая семья.

В своем рассказе на тему "Как учились раньше?" я хотел бы описать учебу наших родителей во времена СССР с его коммунистической идеологией и плановой экономикой, и школу в начале зарождения современного суверенного государства Российская Федерация в период 90-хх годов, когда был переходный период от авторитарного строя к демократическому.

Свое повествование я думаю начать с рассказа об обучении в 90-х годах прошлого столетия, так как оно более приближено к современному образованию. Хотя конечно стоит отметить тот факт, что в тот период школы были практически предоставлены сами себе.

Российское образование берет свое начало с распада Советского союза. Первым шагом было создание 10 летней школы, которая пришла на смену советской 11 летней. Дети шли в первый класс и до конца третьего класса сидели в одном кабинете, занимаясь с одним учителем по всем предметам, кроме музыки и физкультуры. Затем они переходили сразу в пятый класс, где уже школьники бегали по разным кабинетам. Например, кабинет под номером 1 был закреплен за алгеброй и геометрией, кабинет под номером 2 был закреплен за физикой, 3 за химией и т.д.

По окончании девятого класса перед школьниками стоял выбор: остаться в 10-11 классах или уйти из школы для поступления в средне-профессиональное образовательное учреждение, такое как техникум, колледж, профессиональный лицей. Если говорить об оставшихся учениках в 10-11 классах в процентном соотношении от общего числа учеников в 9 классе, то их было порядка 30 процентов.

В 90-е годы в школу родители детей отдавали начиная с 6 летнего возраста. Однако немало было и тех, кто приводил свое чадо в восьмилетнем возрасте, особенно это касалось "осенних" детей.

В силу неразвитости экономики и преобладающего экономического кризиса в продаже не было практически ни учебников, ни пособий. Администрация школы закупало всю необходимую литературу и в начале учебного года выдавало ее под роспись ученикам. По наступлению окончания учебного года, все учебники сдавались обратно в школьную библиотеку. Для тех учеников, кто потерял или испортил учебник, предусматривался штраф в размере стоимости такого учебника.

В связи со сложной ситуацией в обществе, в школах не было ни кружков, ни спортивных секций, ни театров и спектаклей. Дети были предоставлены сами себе. Лишь к началу 2000-х гг. в школах начали более менее нормально функционировать детские лагеря на лето.

Все самые знатные события сводились к первомайской эстафете на первенство города по легкой атлетике и к масштабным субботникам по уборке близлежащей роще. Отдельное внимание уделялось празднованию 1 сентября и последнего звонка. Ну и конечно, апофеозом всех школьных внеклассных событий был выпускной.

Из школьных учителей того времени запомнился больше всего учитель физики. Это был старичок с безумно дикими глазами и вспыльчивым характером. Запустить мел в ученика было его обычным делом. Вспомнился один случай, когда местный хулиган Миша в 7 классе натер школьную доску свечным парафином. Естественно, когда начался урок и учитель физики захотел написать на доске тему урока, у него ничего не вышло. Класс не смог сдержать смех. Но когда старик взял в руки указку все тут же притихли и начали коситься на Михаила. Тут учитель все понял и когда его взгляд встретился с взглядом Михаила, последний рванул из класса. Старичок с молодежной реакцией ринулся за ним. Так они и бегали с этажа на этаж, пока их не остановил директор школы и не отвел к себе в кабинет. Что там было остается только догадываться.

Что касается образование в советском союзе, то оно, в первую очередь, отличалось большим вниманием со стороны государства. В школах активно пропагандировалась коммунистическая идеология. Детей с ранних лет приучали к труду, патриотизму, к коллективным ценностям. Школы были оборудованы всем необходимым для комфортного обучения. Действовали различные кружки, секции. Был обязательный спортивный экзамен ГТО. Были торжественные посвящения в октябрята и пионеры. Была единая школьная форма. Детей принимали в школы с 6 летнего возраста. Длительность обучения начиная с 70-х годов составляла 11 лет. С восьмого класса в школах были профориентирующие дисциплины, такие как "Основы производства и выбор профессии". В сельских школах вводилась дисциплина "Машинное дело". Для детей издавались специальные журналы: "Мурзилка", "Юный техник", "Юный натуралист".


Подводя итог своему рассказу, хотелось бы высказать собственное мнение на процесс обучения. Я считаю, что учиться надо уметь. И именно школа учит нас учиться. Именно школа прививает нам любовь к учебе. Люди, учитесь любить учиться!

Нашим бабушкам и дедушкам сегодня по 50-60 лет, значит когда они учились во 2-3 классе, это были шестидесятые годы прошлого века. Это было время, когда Советский Союз (так называлась тогда наша страна) восстанавливался после Великой Отечественной войны, когда наш Юрий Гагарин полетел впервые в космос, когда появилось телевидение и когда ваших мам и пап ещё не было на свете…

Глядя на бабушку, даже не верится, что она когда то была девочкой и бежала в школу с ранцем. Или посмотри на дедушку. Ты можешь представить себе, что он боялся признаваться своей маме, что за «домашку» получил двойку? А это всё было!

Государство старалось делать как можно больше для детей, так как руководители страны понимали, дети - это будущее государства. Строились новые школы, дворцы пионеров, создавались пионерские лагеря. Все спортивные секции и кружки были бесплатными. Можно было одновременно заниматься спортом и посещать кружок, ну например, «Мастерок», где учили лепить из глины фигурки, выжигать по дереву, музыкальные школы и художественные студии - и всё бесплатно.

Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Ученикам выдавали учебники, которые им доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный.

Уроки длились по сорок пять минут, а в начальной школе дети учились с первого по третий классы. Основными предметами были арифметика (математика сегодня), русский язык, чтение, физкультура, труд и рисование. Самая высокая оценка - ПЯТЬ, самая низкая - ЕДИНИЦА. Все дети в школу ходили в школьной форме, а если кто-то из ребят пришёл в грязной форме, его могли не пустить в школу. В каждой школе была своя столовая, и после первого урока вся школа наполнялась ароматом вкусного обеда.

Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница-НЕПРОЛИВАЙКА.

На переменах наши бабушки и дедушки любили играть в «колечко», «испорченный телефон», «ручейки», «море волнуется, раз», фанты, «съедобное-несъедобное» и многие другие игры, всех и не перечесть. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самой любимой игрой были прятки. Азарт накалялся, когда наступал вечер, опускались сумерки, и водящий не сразу мог найти спрятавшихся. Салочки, или догонялки, казаки-разбойники - тоже доставляли массу удовольствия. Мальчишки часто гоняли во дворе футбол, девочки играли в скакалки, классики, прыгалки, в «магазин».

Октябрята и пионеры

В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звездочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:

Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе лучших октябрят принимали в пионеры. Пионер - значит первый. В ноябре от каждого класса выбирали по пять кандидатов (это были лучшие ребята в классе), и на общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать. Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за разгильдяйство, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР. Остальных ребят принимали в пионеры 22 апреля в День рождения В.И. Ленина и 19 мая - в День пионерии.

Законы пионеров

Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное - это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе.

Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички - ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.

Что такое зарница

Самая захватывающая игра того времени была ЗАРНИЦА. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Игра начиналась с построения на линейке. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.

Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу. Но, до того как добраться до леса, по пути проверялись строевые и военные навыки. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий: пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании по карте и владении рацией. В лесу ученики встречались со своими соперниками, и начиналась перестрелка снежками и самая веселая заключительная часть игры - «Захват знамени», или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды - захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя. К этой части ЗАРНИЦЫ готовились заранее. Из картона и цветной бумаги мамы вырезали погоны и пришивали их к одежде детей. Пришивали очень крепко, чтобы было как можно труднее их оторвать. Погоны - это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Погоны сорваны - значит «убит». Сорван один погон - значит «ранен». В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты.

Кто такие тимуровцы

В школах времён наших бабушек и дедушек все ребята были Тимуровцами. Тимуровец - это пионер, который помогает людям. Он может помочь бабушке перейти дорогу, донести до дома тяжёлую сумку, помогает одиноким по хозяйству дома, тем, кто плохо ходит, сбегать в магазин за продуктами. Или одиноким старикам уделить внимание - просто прийти и поговорить. Ребята искали в городе пожилых и одиноких людей, которые становились тимуровскими объектами. На дверях домов, где жили люди, нуждавшиеся в помощи, прикреплялась красная звезда. Это обозначало, что за хозяином этого дома ухаживают тимуровцы. Люди, которым помогали Тимуровцы, были очень благодарны за помощь и часто в школу приходили письма, в которых бабушки или дедушки просили вручить Тимуровцам на общешкольной линейке почетную грамоту.

Как отмечали новый год

Все ребята ждали Новогодний утренник в школе. Родители готовили новогодние костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, кто-то солдатом. В конце декабря в школьном спортзале возле красивейшей новогодней елки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: батончики, ириски, «Мишка на Севере», «Курортные», «Ананас», шоколадки… И, конечно же, мандаринка. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят запах этого подарка. Если сейчас бабушка берёт в руки мандаринку, она сразу же думает о Новом годе. Вот спросите у неё.

Как отдыхали в пионерском лагере

Закончился учебный год, в табелях выставлены оценки - наступило лето. Все дети разъезжаются по пионерским лагерям. Пионерский лагерь - это было настоящее счастье. Некоторые ребята так любили пионерский лагерь, что ездили туда на всё лето. Рисовали стенгазеты, устраивали праздник Нептуна и дни именинника, проводили соревнования, устраивали спектакли. Всё, чему ребята научились в школе, в спортивных секциях и кружках, они могли применить в лагере в различных конкурсах художественной самодеятельности и соревнованиях.

По лагерю передвигались в составе пионерского отряда и обязательно под какую-нибудь речёвку. Когда, например, шли в поход, то все вместе хором распевали:

Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Сильные, смелые.
Ловкие, умелые.
Ты шагай - не отставай,
Громко песню запевай.

Когда шли в столовую:

Раз, два, - мы не ели!
Три, четыре, - есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!

В лагере часто проводились пионерские костры, возле которых ребята пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни. Интересно было послушать разговор «Расскажи мне обо мне», когда все ребята начинали по очереди рассказывать одному из своих товарищей о его положительных качествах и на что в характере следует обратить внимание, какие его действия могут обидеть людей, а какими можно наоборот гордиться. Это помогало ребятам узнать о самих себе правду и в будущем задумываться о своих поступках.

За три недели проведённые в лагере, ребята успевали так подружиться, что расставаясь плакали. И обещали через год снова встретиться в этом же лагере. На прощание друг другу писали пожелания на пионерских галстуках.

Вот, примерно так жили наши бабушки и дедушки, когда им было по 7-12 лет. Может я, что-то упустил?

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курьяновская основная общеобразовательная школа Конкурс авторских произведений среди школьников "Учитель! Перед именем твоим..." СОЧИНЕНИЕ "Школьные годы моих родителей" учащегося 9 класса Смирнова Евгения Номинация "Школьные годы чудесные!" Руководитель - Обухова Оксана Владимировна Март 2010 "Школьные годы моих родителей" Школьные годы - прекрасная пора, которая оставляет отпечаток в жизни каждого человека. Это годы молодости, становления и развития личности, дружба со сверстниками и, конечно же, первая любовь. В своем сочинении я хочу рассказать о школьных годах моих родителей. Мама и папа начали учиться вместе с 4 класса, все время обучения они провели рядом, сидели за одной партой и тот факт, что они знали друг друга с детства, послужило возникновению более высоких чувств и созданию прекрасной семьи. Мне стало очень интересно узнать, как же провели свои молодые годы родители в школе, и что больше всего им запомнилось, ведь раньше все было по-другому, и время не стоит на месте.... Итак, я решил спросить это у них. Вот какими воспоминаниями они со мной поделились: "В то время, когда мы учились, мы жили еще при советской власти, а тогда жизнь молодежи была более организована. С самого детства мы становились октябрятами, с достижением определенного возраста мы становились пионерами. Рис.1. 5 класс, пионеры (папа - крайний слева, мама - 2 ряд, вторая слева) В этот период больше всего запомнились пионерские слеты. Здесь собирались пионеры со всех районов, была возможность общаться и знакомиться с новыми людьми и просто приятно проводить время. Летом жгли пионерские костры, проводили различные конкурсы, читали стихи, пели песни. После пионеров в 8 классе мы вступили в комсомольскую организацию. Здесь проводились комсомольские собрания, субботники, воскресники. То есть наша жизнь была интересна, и мы проводили время с пользой. Еще в памяти остался момент, когда мы школой ездили в делянки и питомники, чтобы высаживать елочки. Время в работе и перерывах мы проводили очень весело. За достигнутые результаты поощряли поездками в города СССР. Мы ездили, например, в Казань, Ульяновск и другие города. Очень интересно было познакомиться с достопримечательностями различных городов нашей страны". Больше всего маме запомнилась поездка в Казань, где они побывали в консерватории на концерте органной музыки. "Эти звуки пробирали до самых пяток", - говорит мама. Также вместе с одноклассниками они были в планетарии, музеях, театрах. "Зимой проводилась традиционная для нашей школы игра "Зарница". Она проводится и сейчас. Школьников делили на два отряда, обычно это были зеленый и синий отряд. Проводились веселые и интересные конкурсы и соревнования, например, лыжная гонка, логические конкурсы, поиски клада. Интересным моментом было, когда два отряда словно участвовали в боевом сражении друг против друга, суть заключалась в том, что нужно было сорвать погоны, висевшие на плечах противников". С особой теплотой мои родители говорят и своих учителях, которые оставили неизгладимый след в памяти. Больше всего родители вспоминают своего классного руководителя Медведеву Валентину Николаевну. "Она воспитывала нас своим примером, помогала в трудную минуту. Валентина Николаевна достаточно строгий преподаватель, поэтому у нас в классе всегда был порядок. Большое внимание учительница уделяла не только образовательному процессу, но и нашему воспитанию. Вместе с ней мы занимались танцами, очень часто ходили на прогулки, в походы, ездили на экскурсии. Мы ей очень любим и уважаем". Не менее тепло родители вспоминают учителя истории Денежкину Валентину Николаевну. "Валентина Николаевна - доброй души человек. На её занятиях было тепло и уютно, словно все предметы были пронизаны её голосом, улыбкой и добротой. Каждый урок по-своему захватывал и открывал что-то новое. Учительница доступно преподносила материал, всегда использовала много наглядных пособий. Валентина Николаевна учила нас не только своему предмету, но и жизни. Очень часто мы обращались к ней за советом, и она всегда нас поддерживала ". После окончания школы мои родители учились в училище на разных специальностях в параллельных группах и часто виделись друг с другом. После окончания училища отец проходил военную службу, и они продолжали общаться в письмах. В 1988 году родители решили пожениться. В их жизни со временем появились моя сестра и я. Она уже окончила школу, где учились мои родители, а я продолжаю обучение. Я могу судить о том, что школьные годы мои и моих родителей имеют весомые различия. У их поколения были иные интересы, нежели чем у нас, жизнь была более организованной, все были заняты и не "болтались" бесцельно. Я очень рад, что у меня есть такая семья.

3295653223260Как в начальной школе учились мои родители
00Как в начальной школе учились мои родители

Выполнила ученица 5А класса Гусакова Наталия
Мои родители учились в прошлом веке в Советском Союзе. Удивительно, что мои мама и папа учились в этой же школе, а мама в начальной школе училась в этом же классе, что и я и у неё тоже был «А» класс. Но тогда он выглядел по-другому:

Первого сентября, как и сейчас, они шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Сначала была линейка, на которой первоклассники так же, как и сейчас, читали стихи. Линейка проходила там, где сейчас у нас футбольное поле.

Потом выпускники 10-х классов провожали их в класс к первой учительнице.

Первой учительницей моей мамы была Агеенкова Ольга Павловна, а моего папы - Устинова Людмила Алексеевна.
Все ходили в единой школьной форме. У девочек: коричневое платье, чёрный фартук (на каждый день) и белый фартук (на праздник), у мальчиков: синий пиджак и синие брюки. Девочки никогда не ходили в брюках. Коричневое платье украшалось белым воротничком и манжетами. Когда воротнички и манжеты пачкались, их спарывали и нашивали другие. В ту пору ношение воротника и манжетов было обязательным.
Выдавались учебники, которые доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный. В начальной школе дети учились с первого по третий классы. Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был не большой.
В первом классе, в октябре, всех первоклашек, принимали в октябрята, прикалывали на школьную форму октябрятский значок в виде красной звёздочки с изображение юного Ленина, основателя Советского Союза. Октябрята жили по правилам, которые должен был знать и соблюдать каждый октябрёнок:
Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут
Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Стать октябрёнком было почётно, а октябрятская звёздочка являлась предметом гордости каждого первоклашки.

В третьем классе октябрят принимали в пионеры. Пионер – значит первый. На общешкольной линейке, под знамя школы, под барабанную дробь, старшие пионеры принимали новых членов в ряды пионерской организации. Сначала выступала пионервожатая, а затем юные пионеры перед всей школой произносили слова пионерской клятвы. После чего им повязывали пионерский галстук красного цвета. Красный галстук был одного цвета с государственным флагом Советского Союза, цвета крови, пролитой нашими предками за свободу и независимость Родины. У пионеров были свои законы, которые каждый должен был соблюдать:
Пионер – активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер – надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.
Из пионеров могли и с позором исключить, например, за подлость, за неуважение к старшим, за плохую учёбу. Но таких случаев было очень мало, потому что все ученики очень дорожили званием ПИОНЕР.

Торжественная клятва пионера Советского Союза.
Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза.
Эту клятву следовало начать учить заранее, особенно внимательно повторяя ее в ночь перед знаменательным днём, чтобы не забыть или перепутать слова перед "лицом своих товарищей".
У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное – это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе. Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички – ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.
Когда мои родители учились в школе, то все было совсем по-другому, не так как сейчас... Было другое время, другое отношение к учёбе и к учителям, другие возможности. Тогда не было Интернета, и все ходили в библиотеку, подбирали книги, писали от руки рефераты и доклады. Тогда не было в школе компьютеров, они никогда не видели компьютерной презентации. У учителя был только мел и тряпка. Оборудование кабинетов было старое. Ученики очень уважали учителей, относились к ним с почтением. На демонстрацию 1 мая и 7 ноября все ходили с красными флагами.
Тогда было такое время. Сейчас все по-другому. Не знаю: лучше или хуже. Но мы должны быть рады тому, что мы имеем сейчас, и стараться быть честными, добрыми, целеустремлёнными, трудолюбивыми и порядочными людьми.