Внеклассное мероприятие для начальной школы. День памяти и скорби

Сценарий мероприятия для старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать у детей патриотизм и любовь к Родине.

Задачи: - донести до детей, что такое Великая Отечественная Война.

Развивать у детей чувства сострадания и гордости, за тех кто защищал нас и погиб на войне.

Учить детей выражать свои чувства в стихах.

Предварительная работа: просмотр хроники о войне, чтение и заучивание наизусть стихотворений, чтение рассказов, посещение музея.

Ход занятия.

Слайд 1.

Слайд 2. (видео) Дети входят в зал под « Марш. Прощание славянки». Становятся полукругом.

Слайд3.Ведущий. Двадцать второе июня 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.

Ребенок.

День памяти и скорби.

День свечей,

Которые горят в память о тех,

Кто ценой жизни собственной своей

Мир этот сохранили для нас всех.

День памяти и скорби.

День цветов,

Которые у Вечного огня.

Память о тех, кто спас нас от оков,

О твоих детях дорогих, Земля!

И всё-таки сей день

И день надежд,

Надежд, что никогда войны не будет.

Что будет так же воздух чист и свеж

И мирно будут жить простые люди

Ведущий. Ровно в 4 утра, без всякого объявления войны немцы атаковали границы Советского союза, так началась Великая Отечественная Война.

Слайд 4. «День памяти и скорби» (видео).

Слайд 5. Ребенок.

Двадцать второе июня-

Скорби и памяти день,

Мир был еще на кануне,

А утром войны легла тень!

Сколько бы лет не минуло,

Нам этого дня не забыть,

Мы помним, что это все было,

И боль от потерь не забыть.

Ребенок.

В то утро летнее, в тот предрассветный час

Ни, что вокруг не говорило обеде.

Как вдруг раздался шум, и бомба взорвалась,

Все утонуло в дымной черноте.

Мы не забудем этот день, расскажем детям,

Чтоб никогда не повторилось горе вновь,

Пусть Мирной будет жизнь на всей планете,

Пусть не теряют матери сынов.

Ведущий. Немецкие войска нанесли свой первый удар на территорию Белоруссии «Бреская крепость».

Слайд.6 (видео) «Бреская крепость – Начало»

Слайд.7 Ведущая. Каждый год 22 июня по всей России люди зажигают свечи. Памяти павшим о тех кто не вернулся домой.

Слайд9.Ведущая. Давайте почтим память минутой молчания.

Слайд10. (видео) «Метроном памяти».

Слайд. 11 Ведущая. 22 июня 1941 год очень страшная дата для всего русского народа. На войну ушли все кто мог женщины и мужчины, девушки и юноши. Они воевали, сражались за родину, отдавали свою жизнь. Но даже на войне звучала музыка. Это грело душу.

Слайд 12. (видео) «С днем победы» (синий платочек).

Слайд 13.

Ребенок.

В этот день самолетов гул
Мирных снов разорвал тишину,
Этот день навсегда разделил
Нашу жизнь на мир и войну.

Стал для нас он днем памяти, скорби,
Черный женщинам дал платок,
В каждом доме отец, сын, любимый
Навсегда преступили порог.

В этот день минутой молчания
Помяни тех, кто жизни отдали,
Мир для них пусть наградою будет,
Чтоб войны никогда мы не знали.
Ребенок.

Как гром с небес, нагрянула война -
В страну пришла незваная беда.
Веселый смех растаял без следа,
Жизнь стала в одночасье немила.

Мы помним и скорбим о доле тех,
Кто жизни потерял в борьбе за волю,
Всех тех, кто грудью встал за нас,
Их смерть - большое наше горе.

Но славный подвиг нами не забыт,
Огонь Негаснущий в их честь всегда горит.
Помянем их, и скажем: «Будем жить,
Такой другой войне - не быть!».
Ведущий. А сколько мальчишек и девчонок ушли на войну. Было так много погибших, что в добровольцы в разведроту принимали даже тех кому не было и 18.

Слайд14 (видео) « До свидания мальчики»

Слайд 16.Ведущий. В годы войны, не только воевали матеря, отцы, братья. Сестра, а также дети. Они помогали то же. Жили в лесу с партизанами. Ходили в деревня где занимал немец. И помогали нашим. В 1941 году о них даже некто не вспомнил. Умирали с голоду, ходили оборванными и даже оставались сиротами. За 4 года войны погибло несметное количество детей.

Слайд 17. (видео)

Ребенок.

В день июньский страшная беда
Разразилась много лет назад.
И вопрос зависнет навсегда -
Кто был прав, а кто был виноват.

Не забудь ошибок прошлых лет,
В этот день героев помяни.
Ничего важней на свете нет,
Чем все то, что сделали они.
Ребенок.

Я в этот очень важный день
Хочу сказать только одно.
Я шутки отправляю в тень,
Серьезней стану раз так в сто.

Я поздравляю всех вокруг,
И память вашу сберегу.
И если кто-то спросит вдруг,
Отвечу прямо: я люблю.

Слайд 18. Наша страна не ожидала нападения, ведь мы заключили с Германией договор о ненападении. Мы не были готовы к войне. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет – 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны .

Слайд 19. (видео). «Священная война. Из цикла «Память».

Слайд 20.Ведущая. 22 июня – одна из самых трагических дат в истории нашей страны. В этот день, 74 года назад, началась Великая Отечественная война – самая разрушительная, жестокая и кровопролитная из всех войн. В одночасье рухнули надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений. На защиту своей страны поднялся весь народ. И победил. Память об этой войне как неутихающая скорбь навсегда останется в сердцах тех, кто выжил, детей и внуков миллионов солдат, отдавших свои жизни за мир, в котором мы живем.

Ребенок.

Тогда, в далёком сорок пятом,
Такой же солнечной весной
Шли поседевшие ребята –
С победой шли к себе домой.
И белоснежным безмятежьем
Мели деревья и кусты,
Как будто не было ни смерти,
Ни слёз, ни горя, ни войны.
Но плакали сады, склоняясь
Ветвями к стоптанной траве,
И пахло порохом от яблонь –
Напоминаньем о войне.
Был май, была весна в разгаре,
И день, и ночь, и снова день…
Цвела по всей земле, пожаря,
Неопалимая сирень.

Цель данной работы: закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков, каждой советской семьи, семей учащихся.

Ход мероприятия

Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Гитлер планировал молниеносную войну.

В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков

доносилось … (звучит речь Левитана- 2 слайд презентации.)

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые (3 слайд презентации.).

Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится (4 слайд презентации)

Ведущий. “Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было (5 слайд презентации.). На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

Марат Казей ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения. Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза.

ЗИНА ПОРТНОВА Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Самыми крупными сражениями в начале войны были: битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва.

Итоги первых дней войны:

  • Немецкие войска захватили: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, Западную Украину; Враг продвинулся вглубь Советского Союза на 350-600 км;
  • Советские войска потеряли:
  • 3500 самолетов;
  • 6000 танков;
  • более 20000 орудий и минометов;
  • Более 100 дивизий понесли тяжелые потери.

Немецкое командование придавало огромное значение захвату столицы. Гитлер говорил: “Москва взята – война выиграна”. Понимали это и советские солдаты, которые храбро защищали подступы к Москве.

Московская битва продолжалась более шести месяцев: с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 года . Осенние дни 1941 года были самыми тревожными и грозными в истории нашей Родины.

На защиту столицы поднялось все ее население, Москва готовилась к тяжелым испытаниям. Тысячи добровольцев ушли на фронт, люди трудились на строительстве оборонительных рубежей и обеспечивали воинов вооружением и боеприпасами. Чем ближе враг подходил к Москве, тем упорнее становилась ее оборона. 7 ноября состоялся парад Советских войск на Красной площади.

Это укрепило дух русского народа. “Наше дело правое, победа будет за нами” - с этими словами уходили с парада на фронт воинские части. Весь мир узнал и понял: Москва стоит, борется. Москва победит.

Враг не считался с потерями, стремясь любой ценой прорваться к столице. Однако стойкость и мужество ее защитников не знали границ.

6 декабря 1941 года Советские войска перешли в наступление. Для врага это было внезапно и неожиданно. Это было первое поражение гитлеровцев. Московская битва была началом коренного поворота во Второй мировой войне, первым венцом героического подвига советского народа.

В годы Великой Отечественной войны погибло более 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и поселков, 70 тысяч сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Страна потеряла 30% национального богатства.

Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Символ в честь воинов , погибших в боях за нашу Родину во время ВОВ 1941 – 1945 гг., - Могила Неизвестного солдата. Его знают люди всего мира и приезжают, чтобы почтить память погибших. Находится он в Москве, в Александровском саду, у Кремлевской стены, открыт 8 мая 1967 года.

Написано у подножия этого монумента: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

«ЭТОТ ДЕНЬ ВЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ»

(Час памяти и скорби для школьного лагеря)

Звучит песня из кинофильма «Офицеры», музыка Р.Хозака, слова Е.Аграновича.

1. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем грозные годы Великой Отечественной войны. Это праздник «со слезами на глазах», праздник победы над страшным и коварным врагом – фашизмом. Но есть еще одна дата, которая не даст нам забыть весь ужас случившейся трагедии – 22 июня 1941 года. День когда началась Великая Отечественная война.

2. Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных.

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

3. Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих –

1. И от моря и до моря

Возмущённый встал народ

Дать отпор врагу – фашисту,

Защитить свой славный род.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

С.Михалков

2. В те далёкие годы в Германии к власти пришла партия Адольфа Гитлера, считавшего, что немцы – это избранный, лучший народ, которому должен принадлежать весь мир. И для того, чтобы достичь господства над остальными народами, сделать их своими рабами, заставить работать исключительно на благо Германии, Гитлер развязал войну. За два года военных действий, с 1939 по 1941 годы, ему удалось захватить 12 стран. Фашистская армия приближалась к границам Советского Союза (так раньше называлась наша страна).

3. Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

1. Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул им руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

2. Такою всё дышало тишиной.

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С.Щипачев

3. Накануне начала войны в школах прошли выпускные балы. Позади экзамены, впереди – новая, взрослая жизнь. В ту ночь ещё никто не знал, что большинство вчерашних выпускников, едва успев проститься со школьной партой, уйдут на фронт и многие из них не вернутся назад… В ту ночь они мечтали о будущем, строили планы, смеялись и танцевали…

1. Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то яркие огни. Красные, зелёные, они медленно двигались к нашей границе. Затем послышался шум моторов, и на мирно спящих людей полетели бомбы.

Фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз.

Звучит фонограмма песни «Священная война», музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача.

2. В сорок первом памятном году

Из гнезда фашистского Берлина

Всей земле, всем людям на беду

Двинулась железная лавина.

3. Страна цвела, но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся страна оружие взяла,

Чтоб защитить Отечество своё.

1. И сегодня, в год 70-летия со дня Победы над фашизмом, мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» - спросят некоторые. Потому что мы не имеем права забывать, и чтобы та смертоносная война никогда не смогла повториться. Чтобы почтить память тех, кто не дожил до этого светлого праздника, кто отдал жизнь за нашу свободу. Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с войны, а также низко кланяемся ветеранам.

2. Встретив небывалое сопротивление советского народа, Гитлер решил запугать его. Фашисты шли по нашей земле, разрушая и убивая. Они были очень сильными и жестокими. Фашистские главари требовали от своих солдат, чтобы те беспощадно убивали русских людей. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик», - было написано в немецком приказе. И они зверствовали: убивали, вешали, закапывали живьём в землю, мучили в концлагерях, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных. Не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей…Там, где проходили фашисты, оставались убитые люди, сожжённые сёла и города.

3. С войной в каждую семью пришла беда. Война – это вздрагивающая от взрыва земля, свист пуль, грохот снарядов, вой сирен. Это постоянная тревога и страх за себя, за своих родных и близких. Война – это священная ненависть к врагу и жажда отомстить за издевательство над народом, за зло, несущее разрушение и смерть.

1. В стремлении освободить свою землю от фашистов советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Эта война унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, погиб каждый восьмой житель страны. Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершённых подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.

2. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на Земле.

3. Сквозь шторм свинца, сквозь ураган огня,

Сквозь смерть саму прошли, не зная брода.

Весь мир не может до сих пор понять,

Как вас хватило на четыре года.

1. Не забудем грозный сорок первый,

Правый и великий сорок пятый.

Как же вы всё вынесли, солдаты?

Просто был героем каждый первый!

Просто не вернулся каждый пятый.

Звучит песня «Журавли», музыка Я.Френкеля, слова Р. Гамзатова

2. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

Вечную славу поёт вам народ.

Смерть сокрушившие, доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрёт!

3. По всей стране от края и до края,

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

1. Как быстро бы года не пролетали,

От нас не отдаляется она.

И её к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

2. Настал великий час расплаты.

Пришёл рассветный час Земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

На экране кадры водружения флага Победы на крышу Рейхстага.

3. И над самим Берлином,

Над решётчатой крышей Рейхстага,

Над уже остывающим

От сражений пространством полей

Вместо флага войны, вместо смерти,

Проклятого флага

Флаг начала весны! Флаг Победы моей!

1. Вся ваша грудь сияет орденами,

Геройски Вы прошли сквозь дым войны.

Пусть голова уже давно седая,

Но мыслями и духом вы сильны.

2. Спасибо вам, ветераны,-

Солдаты минувшей войны

За ваши тяжелые раны,

За ваши тревожные сны.

3. За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!

Сценарий ко Дню памяти и скорби для младших школьников. Дети войны.

Подготовила: Вечёркина Н.С

Цель:
Формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.
Задачи
1. Воспитывать чувство гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма;
2. Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Классный час приурочен к годовщине победы в Великой Отечественной войне
Оформление: фотоколлаж, выставка детских рисунков о войне, музыкальное сопровождение.

Педагог: 22 июня 1941 года – самая скорбная дата в многовековой истории нашей Родины. Ровно 74 года назад началась Великая Отечественная война. В этот день около четырёх часов утра немецко-фашистские войска без объявления войны перешли границу Советского Союза, вероломно нарушив подписанный ранее Пакт о ненападении. Начался первый из 1418-ти дней самой страшной в истории человечества войны.
Звучит песня «Священная война»

Педагог: Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!
А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 22 июня 1941 года.
Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука, судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. ЕЕ судьба – история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое возвратилось.
Музыка

1 УЧЕНИК:

И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства - из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства - из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя - шершавые ладони.

Я родом не из детства - из войны.
Прости меня - в том нет моей вины...
(Ю.Друнина)

2 УЧЕНИК:

Кто-то родом из детства...
Я – из войны, из блокадного бедствия,
Из её глубины.
Влюблена была в небо,
Но небо меня
Обмануло нелепо среди
белого дня. С неба падали бомбы,
разрушали дома.
Поднялась из обломков, как
не знаю сама
А друзья не успели.
Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
(Г.Беднова)

Педагог: Дети войны…
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.
Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Все, в том числе и дети работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В «буржуйку» была пущена мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски, чтобы топить ими печку. После работы ели хлеб. Мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.. Несмотря на суровую обстановку приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов.
Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке, или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом времени, ученики 7 класса 148 школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы, через примитивный дымоход прямо в комнату…Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в шапках».
Самым тяжелым было положение в блокадном Ленинграде, городе, окруженном со всех сторон плотным вражеским кольцом. Единственная дорога, которая соединяла его с тылом, была дорога жизни, пролегавшая по Ладожскому озеру. Легендарные полуторки привозили по ней в город хлеб, а вывозили полуживых, истощенных голодом людей.

3 УЧЕНИК:
Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда вела дневник в записной книжке. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час утра 1941 года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 году»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 года»
«Дядя Леша - 10 мая в 4 часа дня в 1942 году»
«Мама - 13 мая в 7.30 часов утра в 1942 году»

4 УЧЕНИК:
Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда, она пишет: «Савичевы умерли» «Умерли все» «Осталась одна Таня»
Таню оформили в детский дом № 48, который был эвакуирован в поселок Шатки.
Из всех прибывших тогда детей не удалось спасти только Таню Савичеву. Таня умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
Музыка

5 УЧЕНИК:
Ты помнишь дни, когда пожар пылал,
И небо высилось чудовищно багрово,
И дым пахнул в лицо, и рядом друг упал,
И рвался детский крик из дымного покрова.
Ложился взрыв на взрыв, и падал дом на дом
С протяжным каменным нечеловечным стоном.
Казалось, камень умирал с трудом,
Ложась на площадь телом многотонным

6 УЧЕНИК:
Тянулась к солнцу дыма тень,
Чертою черной бесконечной.
Горели камни мостовых.
Металл корежился в пожаре.
И в узких щелях земляных
Мы задыхалися в угаре.
Среди горящих головней
Среди обугленных развалин
То звали матери детей,
То дети матерей искали.

Педагог: Сколько их – исковерканных войной детских судеб?
Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…
Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай и подожгли. Выбегавших людей из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей.

7 УЧЕНИК:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Музыка

Педагог: 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди учитель, Януш Корчак.
По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!» Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

8 УЧЕНИК:
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
Музыка

Педагог: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле.
Многие из этих детей живы и сейчас, они рядом с нами: это ваши бабушки и дедушки – они тоже дети войны.
- Что помогло им не сломаться, ведь они не просто жили, они помогали изо всех сил старшим?
- Чем отличается ваше современное детство – детей 21 века – от того, о чем мы сегодня с вами говорили? (им пришлось много трудиться, терпеть голод и холод, многие не выжили…)
- Над чем вас заставили задуматься слова, звучавшие сегодня?
Думаю, что у каждого из вас зародится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за старшее поколение и каждый из вас будет с большим уважение относиться к тем, кто внес свой вклад в нашу Великую победу.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Много лет прошло со дня окончания Великой отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А вы можете узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов..
Мы не должны забывать этот страшный урок истории.
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.

9 УЧЕНИК:
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир - нужен взрослым и детям!
Педагог:

А сейчас, давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за МИР!».

У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей).
Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На Земле самый лучший народ – дети.
Хорошо зимой и летом.
И пригодна для жилья.
Всенародная планета.
Наша матушка-земля
До сих пор не обветшала
Крыша синяя над ней
В странах – комнатах и залах
С каждым годом всё людней
Где богаче, где попроще
Жизнь идёт, но с давних пор
Двери все выходят в общий,
Коммунальный коридор.
Семьи всех оттенков кожи
Рядышком расселены
Семьи все на свете схожи
Не хотят они войны
Не хотят, чтоб стала тиром,
Превратилась в полигон
Эта общая квартира
Всех народов и племён.
Людям надо непременно
Сохранить свой дом земной
Ведь у них во всей Вселенной
Нет жилплощади иной.
(Е. Евтушенко)

И в заключении, все вместе споем песню «Пусть всегда будет солнце»
Слова Л. Ошанина Музыка Аркадия Островского

«Горская Основная Общеобразовательная Школа»

22 июня 1941 года.

Сценарий Дня памяти и скорби.

Подготовила:

Учитель истории

Памятная дата 22 июня 1941 года

Формированию патриотизма в нашем государстве сейчас уделяется особое место. Несомненно, это правильно. Под патриотизмом можно понимать различные аспекты человеческой жизни. Это может быть знание гимна, понимание того, почему наш флаг состоит именно из трех цветов: белого, синего и красного, и т. д. На наш взгляд, патриотизм - это любовь. Любовь как к России, так и к своей малой Родине.

Мероприятие проходит у мемориала памяти 22 июня 2015 года в 11.00 часов.

Звучат песни времен Великой Отечественной войны, песни о мире, о России.

Ведущий. Уважаемые гости, жители села Горы и Горского сельского поселения , ребята, родители!

Сегодня, 22 июня, мы вспомним то время, когда началась война. И пока жива память об этом событии, пока жива в наших сердцах благодарность тем, кто отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины, наше государство будет сильным, независимым, а народ непобедимым.

Ученик 1 . Родина моя! Моя Россия!

Как сказать тебе, что я тебя люблю.

Это море, это небо синее.

Это жизнь в родном краю.

Ученик 2 . Этот дождь и эти ветры злые.

Эти клёны, эти тополя!

Родина моя! Моя Россия!

Как сказать тебе, что я люблю тебя.

Ученик 3 .

Россия! Слово - то какое! И росы в нём, и синее – синее небо, синие реки, белые и голубые снега. Родина! Матушка! Россия! Она, как мать, защищает и бережёт нас от всяких напастей, от врагов. Много на свете разных хороших государств и земель, но одна у каждого человека мать, одна у него и Родина.

Ученик 4 .

Жестокий враг на нашу землю часто нападал.

Где только воин наш не воевал!

В родных лесах и на родных полях,

В степи, в пустыне, на воде, в горах.

К нам с давних пор предания дошли.

Как наши воины Отечество спасли.

Ведущий 1 . Немало испытаний выпало на долю нашей Родины на протяжении всей её истории. Но сегодня речь идет о великом испытании – Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

1941 год. 22 июня. Тихое утро. В траве серебрятся капельки росы, щебечут птицы. Воскресенье. Зарождается новый день.

Каким он будет? Что принесёт человечеству? Каждому человеку?

Ведущий 2 .

Ø На фоне метронома, отсчитывающего минуты.

3 часа 58 минут… Стрелки часов отсчитывают последние секунды мирной жизни. Впереди четыре года войны - страшной, жестокой войны. Она унесёт миллионы людских жизней, жёны потеряют мужей, братья-сестёр, матери- детей…Сотни тысяч детей останутся сиротами.

Ведущий 1 . Страна спит. 3 часа 59 минут 55 секунд, 59 секунд. 4 часа утра.

Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий.

Ø Звучит фонограмма « Обращение Сталина к народу».

Ведущий 2. Фашистские самолёты и танки ринулись на восток. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд людей оборвала война. Весь народ от мала до велика встал на защиту своей страны.

Ø Звучит отрывок из «Ленинградской» симфонии.

Ведущий 1. 27 миллионов погибших советских людей, 27 миллионов имён, несбывшихся планов, судеб. Это страшный счёт. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни. Война живёт в душах многих.

Ведущий 2.

Пройдут годы и десятилетия. Нас сменит новое поколение людей.

Но вечно будет жива память о тех, кто отстаивал нашу страну, наши города, села, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

Ведущий 1:

В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года – 8 июня 1996 года вышел указ первого президента РФ Бориса Ельцина, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби.

Ведущий 2:

Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий .

Ведущий 1:

Он в памяти остался человеческой

Глубоким шрамом на лице Земли.

Недаром этот страшный день навечно

Днем памяти и скорби нарекли.

Ведущий 2:

Мир раскололся, взрывом разделенный,

И в ясный летний день затмился свет,

И этот день, пожаром опаленный,

Мы будем помнить - через много лет.

Ведущий 1.

Событие, которое состоится сегодня и сейчас – а именно закладка капсулы с посланием будущим потомкам в 2045год в основание Обелиска Славы – имеют ключевое значение для продолжения жизни и развития малой Родины – Горского сельского поселения!

· Слово предоставляется директору Горской школы Дьяконовой Наталье Анатольевне.

· Слово предоставляется главе Горского сельского поселения Карташовой Светлане Николаевне

Ведущий 2 .

Внимание! Начинаем Торжественную церемонию закладки капсулы с посланием потомкам.

Участников церемонии и авторов памятного послания Совет старшеклассников Горской школы - Ширинкину Алену, Зайцеву Яну, Козлову Ольгу, Крутикова Григория, Карташову Валерию, Мутовкину Анну, а также победителя конкурса «Ученик года - 2015» Терзи Анну - просим приготовиться к закладке капсулы – получить соответствующую спецодежду и инвентарь!

Ведущий 1.

Внимание! Вот в эту капсулу, которая находится в руках у представителей Совета старшеклассников Горской школы, сейчас будет вложено послание потомкам следующего содержания

Ø зачитывается текст Терзи Анной, Зайцевой Яной, Карташовой Валерией.

Ведущий 2.

Просим всех присутствующих организовать живую стену для передачи Капсулы Памяти к месту ее погружения.

Ø звучит мелодия – песня о России: «Свет» Трофим.

Ø табличка с надписью: «Капсулу вскрыть и зачитать послание в 2045 году – в год 100летия Великой Победы»

Ведущий 1.

Чёрный камень, чёрный камень,

Что ж молчишь ты, чёрный камень?

Разве ты мечтал когда-то

Стать надгробьем для могилы,

Неизвестного солдата?

Разве камни виноваты

В том, что где-то под землёю

Слишком долго спят солдаты,

Безымянные солдаты.

Ведущий 2.

Давайте помянем их нашим молчаньем.

Всех тех, кто остался на этих лугах

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой, прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим… Пусть они говорят:

Как речка текла человеческой кровью,

Мостя переправы из наших солдат.

Как их убивали с высот пулемёты,

Как ржавым железом кромсало тела.

Тонули в болоте стрелковые роты,

А Родина-мать им помочь не могла…

Как их хоронили во рвах и воронках,

В прудах и колодцах над самой рекой,

И мама чужая тайком пред иконкой

Свечу зажигала за их упокой.

Никто не считал их и нынче не скажет,

Над кем прорастает густая трава.

Лишь только туман белым саваном ляжет,

Да выйдет на берег седая вдова.

Давайте же вспомним их, ставших травою,

Корнями деревьев и щебетом птиц…

Мы их имена нынче носим с тобою,

И лиц их черты есть в чертах наших лиц.

М. Акимов

· Минута молчания. Звучит метроном.

Ученик1 . Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны.

Ученик2 . Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны!

Ученик3 . Мир-это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям, мир нужен взрослым!

Мир нужен всем!

Ученик 4. Над планетой наш клич несётся,

В каждом сердце песней звенит.

Все хором

Пусть всегда будет солнце! (Поднимают макет солнца)

Пусть всегда будет детство!

Пусть всегда будет дружба! (Поднимают шары)

Пусть всегда будет мир!

Ø Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского).

Ø - звучит фонограмма, текст песни раздается присутствующим.

Ø В небо летят красные, синие и белые шары(30 штук) с бумажными белыми голубями – символом мира и жизни.

Ø Ведущие благодарят всех присутствующих, прощаются.

Ø Митинг окончен.

Приложение 1

Текст объявления

Уважаемые жители и гости села!

у обелиска Славы в с. Горы состоится митинг.

Во время митинга пройдет торжественная церемония закладки памятной капсулы с обращением школьников Горской школы потомкам в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Приложение 2

Текст послания

В юбилейный год празднования 70-летия Великой Победы мы приветствуем Вас, наших потомков, живущих в 2045 году, Вас, встречающих 100-летие ПОБЕДЫ.

Мы живем в уникальное время: у нас еще есть возможность узнавать об этой страшной войне не только из учебников истории, фильмов, художественной литературы , мы можем общаться с живыми свидетелями той Войны: ветеранами и тружениками тыла. Их рассказы и воспоминания куда более полно помогают нам понять всю тяжесть и суровость того времени. Мы не пишем Историю, мы ее трепетно храним, хотя бы в виде фотографий в альбомах и рассказах родных. В годы войны с нашего поселения ушло 211 человек, из которых в победном 45-ом вернулись только 28. Среди них герой Советского Союза, отважный летчик Василий Иванович Белышев, и другие.

С каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше, течение жизни не остановить, и наше государство, все мы, хотим, чтобы ветераны прожили, как можно дольше, потому что они – наша гордость, наше достояние.

Праздник 9 Мая – главный патриотический праздник нашей страны, в этот день все мы, от мала до велика, говорим Спасибо героям-победителям, героям, благодаря которым, мы выбираем, где учиться, куда ездить отдыхать, красиво одеваемся и видим весь мир в интернете.

Мы верим, что 30 лет, которые нас разделяют, не станут годами забвения. Вы также бережно храните благодарную память о всенародной борьбе против гитлеровских захватчиков за честь, свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Вы знаете и гордитесь великим подвигом всего Советского народа. Подвигом, которого многим не удастся совершить никогда, подвигом, благодаря которому мы живем, и живем свободно!

Наша Родина подобна огромному дереву. Его корни – это наша история, история предков, их дела, подвиги. И все добро, которое делают люди, прибавляет сил огромному дереву. В Ваших силах, потомки, укреплять это мощное дерево. Вам мы передадим Родину и наши достижения и доброе имя Человека. Любите и берегите Россию, как любили и берегли ее мы и наши предки!

Совет Старшеклассников Горской Основной Общеобразовательной школы в 2014 – 2015 учебном году:

Третьякова Дарья, Мутовкина Анна, Зайцева Яна, Карташова Валерия, Козлова Ольга, Терзи Анна, Ширинкина Алена, Крутиков Григорий.

Директор

Глава Администрации

Горского сельского

поселения

Село Горы,

Осинский район,

Пермский край,

Россия.

Приложение 3

Список приглашенных:

1. Учителя и школьники

2. Представители администрации Горского сельского поселения

3. Представители

4. Воспитатели и воспитанники детского сада

5. Представители ИДЦ и ФАП

6. Совет ветеранов

7. Жители и гости села

Приложение 4

Список фонограмм(звукового сопровождения)

1. «Нет в России семьи такой….» - песня из к/ф «Офицеры»

2. «У моей России длинные косички»

3. Метроном

4. Обращение Сталина к народу.

5. Седьмая симфония Д. Шостаковича

6. «Свет» Трофим.

7. Метроном. Минута молчания.

8. «Солнечный круг».

Приложение 5